Выпуск N28
9 января 2001 г.
Доброго вечера вам, дорогие читатели!
По вечерам на столе усталых чточитателей иногда появляются томики стихов, с которыми так трудно уединиться днем. Недавно, перелистывая потрепанные страницы, мы с Виктором Островным вдруг осознали, что среди авторов нашей с вами библиотеки почти нет поэтов. Поскорее же заполните позорные пустующие места на книжных полках! Или хотя бы загляните нам через плечо...
М. Ю. Лермонтов. Стихотворения
Это самая личная поэзия Х1Х века. И самая романтическая из русской. Лермонтов - едва ли не единственный из русских писателей, который остался верен романтизму на протяжении всего творческого пути. "Нет, я не Байрон, я другой", - открещивался молодой поэт. Да, в стихотворениях Лермонтова действительно нет байронова золотого блеска, легкости слога, нет байроновской улыбки над судьбой. Зато в них больше глубины. За лермонтовскими строчками чудится таинственное мерцание, характерное для традиций немецкого романтизма. Но все же в стихах, написанных отпрыском старинного английского рода Лермонт, нет сумрака, царящего в произведениях немецких романтиков.
Для Лермонтова романтизм не маска, а единственно возможный способ существования. С детских лет он был одинок ("Один среди людского шума / возрос под сенью чуждой я"), пора его юности пришлась на эпоху реакции и общей апатии, все зрелые годы Лермонтов провел на ненавистной ему армейской службе. Куда бы ни попадал поэт, он не мог "совпасть" с окружением. Искренний и открытый, он не имел даже собеседника. Но всего себя раскрыл в своей лирике. Главной темой творчества поэта был он сам, его тоска и одиночество. Его душа была поистине мятущейся. То он приходил к выводу, что "жизнь - такая пустая и глупая шутка", то, вопреки всему, произносил:
Я жить хочу! Хочу печали,
Любви и счастию назло.
Стихи Лермонтова - постоянный разговор с Богом. Взяв в руки любое популярное (не академическое!) издание поэта, можно насчитать по меньшей мере пять стихотворений, в названии которых фигурирует слово "молитва". А знаменитая лермонтовская "Благодарность" - не что иное, как обращенная к небесам жалоба.
Все, больше не могу рассказывать о том, о чем рассказать невозможно. Нет никакого смысла пересказывать стихи Лермонтова, их надо просто прочитать, прочувствовать и понять - не только на уровне темы и стиля.
В. Островной
Поэма Маяковского - ни в коем случае не эпос, а лирическое стихотворение, разросшееся до гигантского размера. Но лирический герой Маяковского не стерто-расплывчатый, как, скажем, у Фета, не выступает он и в традиционных для русской поэзии амплуа инока или скандалиста. Маяковский, как и Лермонтов, обнажает перед читателем свою личность. Его герой - это он сам, конкретный человек, поэт с адресом. В поэму органично врастают автобиографические данные, включены отрывки из лирических писем, которые поэт писал Лиле Брик. Герой поэмы Маяковского - сам Маяковский без каких-либо оговорок.
Но Маяковский - лирический герой - вовсе не единственный Маяковский поэмы. Душа поэта показывается в развитии при помощи системы образов- двойников: "человека из семи лет" - самого Маяковского семилетней давности, комсомольца-спасителя, пустившего себе пулю в лоб. В конце поэмы у поэта появляется еще один двойник - Лермонтов. Маяковский попадает на гору Машук - место дуэли Лермонтова. И там его не оставляют в покое. "Один уже попался, гусар", - бросают ему и обстреливают из всех видов оружия. Образ Лермонтова - сквозной в лирике Маяковского, и появление его в поэме неслучайно. Вся произведение строится на развитии тем, для творчества Лермонтова центральных: одиночества и избранности поэта, взаимоотношений с Богом, заточения - в мире вещественном и мире собственной души.
Последние три четверостишия поэмы написаны классическим четырехстопным ямбом, как у Лермонтова, только разбитым "лесенкой". Но это не подражание и не издевка, это поиск новых путей и доказательство возможного родства душ двух поэтов.
В. Островной
Как известно, творчество Марины Цветаевой невозможно "приписать" к какому-либо литературному направлению. Но ее произведения часто разламывают и рамки жанров. Стихотворения, поэмы, проза, дневниковые записи Цветаевой - это постоянный поиск, спор поэта с собой об истинности и единственности слова. Таковы и пьесы Марины Цветаевой, написанные наперекор всем принципам драмы 20 века. Ведь поэт, по ее собственным словам, обладал правом "не быть собственным современником".
И, если поэма Маяковского - это "разросшееся стихотворение", то и драмы Цветаевой - все та же мучительная лирика поэта. Все персонажи этих пьес - Ариадна, Федра, Казанова, Лозэн, авантюристка Анри- Генриэтта - воплощения их автора. Сама Цветаева говорила о процессе творения своих драм так: "Я стала писать пьесы - это пришло как неизбежность, - просто голос перерос стихи, слишком много вздоху стало в груди для флейты".
Эти произведения с телом драмы и душой лирического стихотворения едва ли возможно полноценно воплотить на сцене. Как, например, можно овеществить изысканные ремарки - неотъемлемую часть драм поэта: "Джакомо Казанова, [...], острый угол и уголь. Анри-Генриэтта, 20 лет, лунный лед. Девчонка, 17 лет, вся молодость и вся Италия. Педант, очаровательная развалина..."?
Марина Цветаева сама сознавала недраматургическую природу своих пьес: "Это не пьеса, это поэма - просто любовь: тысяча первое объяснение в любви Казанове. Это так же театр, как я - актриса" (о пьесе "Феникс"). Поэтому войдите в мир "просто любви" Марины Цветаевой, не прибегая к помощи посторонних.
О. Надпорожская
Если же вы предпочитаете другие способы чтения (не через наши сутулые плечи), можете приобрести эти книги в магазине "Biblion", "кликнув" по их названиям. А когда вы прочитаете - или перечитаете - эти замечательные страницы, напишите нам. Мы любим читать лирические письма почти так же, как стихотворения.
До новой встречи!
Ваши
Ольга Надпорожская, Виктор Островной и - прочие... (olga@acapod.ru)