Выпуск N31
29 января 2001 г.
Здравствуйте, уважаемые читатели!
Похоже, большинство из вас не слышали о том, что мы живем в эпоху диалога, вернее, полилога. Меня, как борца с постмодернизмом, это радует. Не слышали - значит, не хотели слышать. Значит, живете по каким-то другим законам. Если бы вы были постмодернистами, мы с вами говорили бы хором. Причем каждый - свое. После каждого выпуска рассылки вы забрасывали бы нас письмами, наполненными хаотичными мыслями, весьма условно связанными с темой. Пытались бы нас перекричать. Или даже мистифицировать наших подписчиков, выпуская пиратскую рассылку "Что читать?", или "Что не читать?", или "Что думать?", или "Что делать?"... А вы, я вижу, воспитаны в духе традиционной культуры. Но, дабы наша музыкальная тема имела развитие, мы призываем вас добавить к ней несколько тактов. Давайте попробуем вместе поразмышлять о Гоголе, причем начнем с самого, казалось бы, простого - с "Вия". Мы начнем, вы подхватите, мы поставим точку, вы добавите изящный постскриптум... Итак... начали?
Верхняя полка
Н.В. Гоголь. Вий
Н.В. Гоголь - имя этого писателя окутано мистической тайной. Противоречия, загадки, жутковатые сплетни опутывают его великую личность. Наверное, не стоит останавливаться на национальных признаках гения Гоголя. Но стоит заметить, что Николай Васильевич был человеком верующим, православным.
Говорю я об этом не случайно, а в подтверждение сказанного, думаю, уместно будет вспомнить его "Размышления о Божественной Литургии", напечатанные с дозволения Духовного цензурного комитета Санкт- Петербурга в 1894 году. В качестве анекдота хочу заметить, что даже сей духовный труд не миновал мистических каламбуров: правом собственника этого издания и всех сочинений Гоголя обладал Маркс. Но не стану вас путать случайными совпадениями, а поспешу обратить ваше внимание на всем известное произведение "Вий".
- Ой, ну что тут может быть нового? - скажет непытливый читатель и будет неправ.
Вот советская передовая критика находила в повести "различные жизненные концепции" - демократические и антинародные. Академия наук СССР в 1937 году даже ухитрилась найти ненапечатанные слова Гоголя "об угнетенном народе". И все это, к вашему удивлению, - в "Вии". Ведьма-панночка как представитель паразитирующего класса и - в противовес ей - бурсак, "демократ-народник" Хома Брут.
Со всем этим можно было бы согласиться, если бы Николай Васильевич был Белинским, лихо классифицирующим налево и направо народное и антинародное, мелкое и крупное и т.п. Давайте все же попытаемся разобраться, что есть "Вий", написанный Гоголем-православным, а не Гоголем-демократом, либералом, атеистом, коммунистом. Вполне можно было бы удовлетвориться авторским пояснением к повести о том, что "Вий" есть народное предание, рассказанное в простоте автором. Однако хочу заметить, что сколь-нибудь близкого по замыслу и сюжету предания не встречается в русском фольклоре.
Не стану пока размахиваться на широкие изыскания и предположения и ограничусь "шершавым языком плаката". "Вий" - "ужастик". Именно таковым он мне и представляется. Правда, его невозможно отнести к "страшилкам" ради страха, хотя точность в мелочах, бытописание, натурализм - весьма крепкое средство воздействия на horror"ские ощущения.
На сей раз вновь обращаю вопрос к вам, уважаемые читатели. Вместе с советом прочесть (перечесть) повесть Н.В. Гоголя "Вий" прошу вас по возможности присоединиться к рассуждениям на данную тему.
Давыдюкъ
P.S. Надеюсь в одном из ближайших выпусков вкратце изложить точку зрения на повесть "Вий".
Итак - перед вами первая часть наших размышлений о Гоголе. Вторая часть - за вами. Электронную версию "Вия" вы можете прочитать на странице http://www.online.ru/sp/eel/russian/Gogol.Nikolai/viy.rhtml
А я хочу рассказать вам еще об одном писателе, создающем собственные "народные предания" и считающем Гоголя своим учителем. Это - Алексей Ремизов.
Детский шкафчик
В этом сборнике волшебных сказок Ремизов хотел воссоздать народное видение мира. Но получилось нечто иное: русский фольклор глазами писателя-авангардиста начала XX века. В сказках переплетаются мотивы народных игр и преданий (которые подчас трудно назвать "детскими") и фольклор семьи Ремизовых. Эта любимая книга писателя посвящена его маленькой дочке Наташе, которая в какой-то мере была папиным соавтором. Некоторые герои сказок носят имена, придумать которые мог только двухлетний ребенок: Алалей, Ведмедюшка...
Трудно сказать, кто получит от чтения этой книги больше удовольствия: вы сами или ваши дети. Настоящей поэзией можно назвать "Плач девушки перед замужеством", где метафоры разворачиваются в жутковатые языческие образы; баллады Жуковского напомнит "сказка" "Ночь темная", в которой мертвый царевич увозит на черном коне девушку; история "Черный петух" внушает ничуть не меньше мистического ужаса, чем "Вий".
Любителей фольклора особенно порадуют "Объяснения" и словарь диалектных выражений, где сказочник растолковывает многочисленные архаизмы, встречающиеся в книге. Ремизов подробно рассказывает об экзотических играх, в которых участвуют его герои, знакомит читателей с мифическими персонажами: Леснь-птицей, Громовой стрелкой, Калечиной- Малечиной... И в первую очередь растолковывает слово "посолонь": "по солнцу, как ходит колесо года - с весны на зиму". Сменяют друг друга в книге времена года: весна-красна, лето красное, осень темная, зима лютая. Есть страницы черные, как осенние ночи, есть светлые, как цветы на июньском лугу. Начинается год радостно: с зеленой веточки, подаренной беленьким монашком. И заканчивается - легким ветром над Морем-Океаном...
О. Надпорожская
Сборник сказок Алексея Михайловича Ремизова можно купить в магазине "Biblion", "щелкнув" по названию книги.
Мы все еще ждем от вас переводов с любого языка имени героини "Трех толстяков" Суок. А также - размышлений и фантазий на тему: если "ужастик" "Вий" написан Гоголем не "ради страха", то ради чего?
Пожелание доброй ночи после разговоров о "Вии" было бы издевательством. Поэтому - просто: до новой встречи!
О.Н., Д-къ и другие olga@acapod.ru