Щедрость дарителя зависит от четырех основных факторов.
Доход. Более богатые люди не только тратят на подарки более крупные суммы, но и расходуют на них большую часть своего дохода. Возможность делать подарки – это роскошь, которую могут позволить себе лишь обеспеченные люди.
Образование. Независимо от уровня дохода, более образованные люди дарят больше подарков. Возможно, это связано с тем, что у них более широкая сеть социальных контактов.
Пол. Женщины дарят намного больше подарков, чем мужчины, зато подарки мужчин – более дорогие. По данным американского исследования (Caplow, 1982), 84% рождественских подарков делают женщины (одни или совместно с мужчинами). В последнем случае женщина выбирает подарок, а мужчина – оплачивает. Только 16% подарков мужчины делают самостоятельно, без подсказок (или давления) женщин. Кроме того, женщины делают большинство приготовлений к Рождеству, включая организацию званых обедов, приготовление еды, приглашение гостей и т.п.
Возраст. Большую часть подарков осуществляют люди средних лет, которые уже вырастили собственных детей и у которых появилось время и деньги на то, чтобы радовать других.
Caplow T. Christmas gifts and kin networks. American Sociological Review, 47, 1982.
Анна Фенько, профессор