Одной из главных задач воспитания является помощь ребенку в освоении им социального мира и тех предметов культуры, которые окружают его с самого рождения. Все, чему учится человек, -- начиная с навыков обращения со столовыми приборами и заканчивая навыками работы на компьютере и вождения автомобиля, -- имеет двойственную природу. Любой человеческий навык опосредствован, с одной стороны, орудиями деятельности (ложкой, стулом, компьютером, автомобилем), а с другой - помощью тех, кто учит с этими орудиями обращаться (мамы, няни, учителя, инструктора по вождению). Возраст, в котором ребенок может овладеть тем или иным культурным орудием (ножом, вилкой, микрокалькулятором) определяется темпами его психофизического развития и социальной ситуацией, в которой это развитие разворачивается. Важнейший компонент социальной ситуации - помощь взрослых.
В возрастной психологии существует понятие "зона ближайшего развития", сформулированное отечественным психологом Л.С.Выготским (1982). Оно определяет "ближайшие" задачи ребенка - навыки, которыми он должен овладеть в ближайшее время. Для первоклассника такой "зоной" является умение читать и писать, для подростка - умение самостоятельно ставить перед собой цели и их реализовывать. Особенностью "зоны ближайшего развития" является то, что для овладения умениями и навыками, находящимися внутри этой зоны, ребенку обязательно нужна помощь взрослого. Более простым задачам он может научиться самостоятельно, а более сложным его не сможет научить даже очень опытный педагог. Учить ребенка имеет смысл только тому, что в данный момент находится в зоне его ближайшего развития. В противном случае ему будет либо скучно учиться, либо не под силу.
Определением, чему и когда учить ребенка в школе, занимается целая армия психологов, педагогов и методистов (причем не всегда успешно). Родители же, озабоченные проблемой "развития" своих чад, обычно прибегают к стандартным рецептам: дополнительные занятия спортом или искусством, а также "развивающие" игрушки.
Считается, например, что детям полезно дарить конструкторы Lego, головоломки, сборные модели самолетов и роскошные энциклопедии издательства Dorling Kindersley. А ядовито-розовую куклу Барби и стреляющий пластиковыми пулями китайский пистолет дарить вредно, потому что они ничего у детей не развивают. Однако при этом не учитывается два обстоятельства.
Во-первых, развитие бывает не только когнитивным, но и социальным. Ребенку нужно развивать не только интеллект, пространственное воображение и любознательность, но и "тренировать" свои мечты о взрослой жизни (что и обеспечивает кукла Барби со всеми своими причиндалами), учиться коллективным играм (для этого служат мячик и "лазерные" пистолеты), заботиться о ком-то (именно эта потребность вызвала бум на всякого рода Тамогочи и Бамми).
В трудах детского психолога Д.Б.Эльконина разработана периодизация развития ребенка, в центре которой лежит понятие "ведущей деятельности". Ведущей на каждом этапе развития может быть либо инструментальная деятельность, то есть овладение предметно- практическими навыками (от пользования туалетом до пользования циркулем), либо социальная деятельность, то есть освоение социальных ролей и формирование социальных мотивов и эмоций. Для ребенка дошкольного возраста ведущей деятельностью является ролевая игра, направленная на усвоение взрослых ролей (игры "в больницу", "в дочки- матери", "в магазин"). В младшем школьном возрасте ведущей становится операционально-техническая (учебная) деятельность, а в подростковом - снова социальная (общение с друзьями и формирование самооценки и мировоззрения). Именно поэтому первоклассники, поглощенные новой деятельностью, "забывают" о любимых куклах и мишках и обижаются, если им дарят такие "детские" игрушки. Наоборот, в подростковом возрасте может вновь проснуться интерес к мягким игрушкам, соответствующим более "интимному" настроению ребенка. И просьбы 14-летней дочери подарить ей на день рождения большого плюшевого слона вовсе не являются свидетельством "регресса" в ее развитии.
Во-вторых, развитие ребенка идет своими темпами, которые нельзя ни форсировать, ни замедлить. И хотя задача задержать развитие своего ребенка никем из родителей сознательно не ставится, желание подольше уберечь его от соблазнов и пороков нашего несовершенного мира заставляет многих родителей выбирать подарки, не соответствующие возрасту и актуальным потребностям ребенка. Скажем, очень многие родители отрицательно относятся к просьбам своих детей-подростков выдать им сумму на подарок деньгами. Страх, что ребенок "глупо" потратит эти деньги или купит на них что-то запрещенное, свидетельствует не только о недоверии ребенку, но и о непонимании того, что умение самостоятельно распоряжаться деньгами - одна из важных социальных способностей. И именно подростковый возраст является "зоной ближайшего развития" этой способности. Существует огромное количество взрослых людей, чувствующих себя совершенно беспомощными перед прилавками универмага и супермаркета: родители не позаботились в детстве об их социальном развитии. Желание родителей ускорить развитие своего ребенка тоже иногда приводит к неприятным последствиям. Родители, мечтающие видеть сына великим шахматистом или теннисистом, в соответствии со своей мечтой могут подарить ему шахматы или теннисную ракетку. Но совершенно очевидно, что для развития соответствующих способностей (даже если к ним есть природные задатки), одного подарка недостаточно. Необходима помощь ребенку в освоении соответствующих орудий. И если родители не собираются эту помощь оказывать (играть с ребенком в шахматы или водить его в теннисный клуб), "развивающий" подарок воспринимается ребенком либо как издевательство, либо как свидетельство его поражения.
В моей психотерапевтической практике был случай одаренного, но крайне неуверенного в своих способностях математика. В детстве, услышав от учителей о его выдающихся математических успехах, родители выписали ему журнал "Квант". Сами они, будучи инженерами, не удосужились заглянуть в этот "детский" журнал. Задачки, которые там были напечатаны, на самом деле были университетского уровня. Неудивительно, что десятилетний ребенок большинство из них не смог решить. Это его так потрясло, что никакие дальнейшие успехи не смогли повлиять на его убеждение в собственной беспросветной тупости. Подобную ошибку, кстати, совершают многие родители, пытаясь приучить своих детей читать "серьезную" литературу. Подарив своему ребенку раньше времени роман Достоевского или "Трех мушкетеров", они могут вызвать у него только досаду и раздражение - на самого себя, "слишком маленького и глупого, чтобы читать серьезные книги", на сами книги, а заодно и на родителей, умудрившихся превратить подарок в пытку. Это не значит, что не нужно пытаться читать серьезные книги. Но любая подаренная Вами книга, если она находится в "зоне ближайшего развития", нуждается в совместном освоении.
Слишком дорогие подарки могут быть так же некстати, как и слишком сложные. Делая ребенку подарок, мы в каком-то смысле навязываем ему определенный образ жизни. Исследования, проведенные среди потомков американских миллионеров (Stanley & Danko, 1998), показали, что слишком дорогие подарки, сделанные родителями, чаще всего подталкивают их детей к разорению. Так, если родители дарят своему сыну Cadillac, это предполагает, что он должен соответствующим образом одеваться и жить в соответствующем районе. Как правило, расходы на аксессуары к такому подарку превышают финансовые возможности молодого человека, даже если он находится в начале успешной карьеры. Он начинает залезать в долги и в конце концов разоряется.
К подаркам, требующим постоянного вложения сил и средств, относятся домашние животные, предметы искусства, подаренные, чтобы разбудить в человеке страсть к коллекционированию, а также современные игровые компьютеры, которые можно бесконечно усовершенствовать. Кстати, паника, охватывающая многих родителей при наблюдении за компьютерными развлечениями их детей, демонстрирует нам нашу собственную "зону ближайшего развития". Вникнуть в смысл компьютерных игр и понять, что именно они развивают у детей, большинству родителей мешает именно отсутствие навыка игры и нежелание этот навык приобретать. Застреленные через четыре секунды после начала игры, в которую их ребенок "режется" часами, многие взрослые относятся к играм с таким же раздражением, с каким их дети относятся к чтению после того, как прочтут, например, такой пассаж: "Заседатель и подкоморий отсмалили себе новые шубы из решетиловских смушек с суконною покрышкою. Канцелярист и волостной писарь третьего году взяли синей китайки по шести гривен аршин. Пономарь сделал себе нанковые на лето шаровары и жилет из полосатого гаруса". Понять, какое отношение имеют шубы к покрышкам, для ребенка то же самое, что для учительницы литературы - дойти до 15 уровня в Duke Nukem.
Таким образом, "развивающий подарок" - это подарок, соответствующий "зоне ближайшего развития" ребенка. Такой подарок требует от родителей не только вложения денег (оно может быть и небольшим), но и готовности помочь ребенку в освоении подарка. Даже такая "невинная" вещь, как мяч, требует от родителей определенной самоотверженности: готовности выйти в воскресенье во двор и сыграть с сыном в футбол. Что уж говорить о компьютере!
Выготский Л.С. Собр. соч., т.4, М., 1982.
Stanley T. & Danko W. The Millionaire Next Door. N.Y., 1998.
Анна Фенько, профессор