Всевозможных форм и размеров вазы, изысканные фужеры и бокалы, сувениры и статуэтки, люстры, декоративные украшения - все это включает в себя мир хрустального искусства.
Вообще-то хрусталь - это всего лишь одна из разновидностей простого стекла. Но тут, как это часто бывает в жизни, дело в приправах и нюансах изготовления. Стоит добавить в стекло свинец - и родится магическая материя, которая светится даже в темноте и звенит при самом легком прикосновении.
Количество переходит в качество: от процента оксида свинца зависят "вокальные" способности хрусталя, его прозрачность, прочность, вес, блеск и другие свойства, за которые мы любим этот материал. Опытный человеческий глаз не пропустит ни одного пузырька воздуха или неровности формы. Этому учатся лет по 15-20.
А вот неспециалист не сразу отличит даже ручную работу от высококачественной прессовки. Разве что по цене: прессованный хрусталь в 5-7 раз дешевле. Вещи, сотворенные машиной, похожи друг на друга как две капли воды. А в каждое произведение из хрусталя ручной работы стеклодув вкладывает свою душу, так что небольшие отличия, скажем, бокалов в одном сервизе не только не считаются браком, а наоборот - именно их и ценят коллекционеры. Изделия из хрусталя, украшаются гравировкой, огранкой, резьбой.
Среди товаров из хрусталя своей красотой, высоким качеством материала и художественным достоинством всегда выделялся богемский хрусталь. Он бывает двух видов - штампованный и ручной работы. Первый подделывают довольно успешно, а вот подделать работу мастера очень трудно. Кроме этикетки с надписью "hand made", такой хрусталь отличают от штампованного более глубокие и мутные грани. Посмотрите на упаковке содержание свинца: его должно быть как минимум 24 процента, а если меньше, то это уже стекло. Чем больше свинца, тем ярче блестят грани.
Например, в богемском бокале шов прячется у основания ножки, а если ее нет, то - на дне. А у подделки - в самых разных местах. И кроме того, богемский хрусталь проще всего отличить по звуку: под мокрым пальцем он поет флейтой. А обычное стекло молчит.
Катерина Дмитриева
по материалам журнала "Домовой"