Известная формула "мне не дорог твой подарок, дорога твоя любовь" - это скорее о силе чувства, чем об отношении к подарку. Он-то как раз ценится в народном сознании необыкновенно дорого. Не случайно в сказках большинство чудесных предметов для своего подвига герой не находит и не добывает, а получает в дар: клубок, указывающий дорогу, кольцо, исполняющее желания, и т.д. Такие вещи никогда не берутся силой, их не отнимают. Они становятся наградой за сердечность, отзывчивость, трудолюбие. Дарящего и дарителя связывает добрая воля.
Подарок в сказках не знает нынешней конфронтации между духовным и материальным. Народ не мыслит его иначе, как в виде предмета с ярко обозначенным утилитарным назначением. "Дорогая" любовь находит выражение обязательно в "дорогом" подарке. Дорого не в денежном исчислении, а в своей материальной полезности (скатерть-самобранка, сума с волшебной дубинкой и пр.). Но одновременно подарок в народном сознании стоит выше товара. Он не покупается, его нельзя оценить ни деньгами, ни золотом. "Этому полотну, царь-батюшка, цены нет! Я тебе его в дар принесла!" Сочетание "пользы" и "любви" - характерная черта народного подарка.
Охраняющая память
У древних народов подарок обладал магической силой. Вещь, подаренная от чистого сердца, приносила удачу. А могла и навредить, если за ней стояла тайная неприязнь. Многочисленные сказочные коллизии подчеркивают: память - тот узел, которым подарок связывает дарителя и одариваемого. Между ними устанавливается незримая таинственная связь. На подаренном ноже появляется кровь, он ржавеет, когда его обладатель попадает за морем в беду, - и тогда друг или брат спешит на помощь. По подаренному кольцу жених узнает свою невесту, жена - мужа. Да зачем вспоминать сказки? Разве мы, делая в книге, альбоме или на фотографии надпись, не начинаем ее словами: "на добрую память"?
Обычай милой старины
С древнейших времен подарок неразрывно связан с обычаями, он входит в обряд наравне с песней, танцем, декоративно-прикладным искусством.
Святочный обычай колядования и щедрых подношений колядовщикам имел двойной смысл. С одной стороны, люди как бы заговаривали действительность, представляя ее более сытой, богатой, чем она есть на самом деле. С другой, выражали убеждение, что зажиточная жизнь связана не только с обилием на столе и в погребах, но и с обязательной щедростью, готовностью делиться и одаривать ближних. На масленицу дарили узорчатые пряники с надписями: "кого люблю, того дарю", "от милого подарок дороже золота", "чин чина почитай, а подарок не забывай".
К встрече весны, на "сорок мучеников", готовили "жаворонки". "Затейливые старушки пекут их с особенными вычурами: золотят всю птичку сусальным золотом, голову обмазывают медом и посылают их по родным, в гостинцы детям"
До сих пор жив обычай обмениваться на пасху крашеными яйцами. Так в сознании народа песня, пляска, "хитрые украсы", подарки были неразделимы в восприятии веселья, радости, праздника.
Ленты, кружева, ботинки...
Еще значительнее место подарка в некалендарных, семейных торжествах. Человек родился - и знакомые, соседи, родные спешили с подарками. Родильнице посылали крупу, муку, кусок набивного ситца или полотна, рубашечку, чепчик для младенца.
Как только девочка научалась держать в руках иголку, она начинала готовиться к свадьбе: шить и вышивать подарки еще незнакомым жениху, свекру, свекрови. А уж когда наступало время сватовства, невесте приходили на помощь подруги - так много всего надо было заготовить. В некоторых местах на другой день после рукобитья жених посылал невесте свою рубашку и порты, чтобы она сшила ему такие же собственными руками. Подарки жениха были покупные и в первую очередь характеризовали его щедрость: ларчики с лентами, иголками, нитками, башмаки, серьги, пряжки, румяна, белила и т.д.
Родители и близкие одаривали молодых посудой, полотном, зерновым хлебом, скотом, птицей. Друзья дарили мелкие вещи: ленточки, нитки, платки. Известны приговоры свата: "Чарочку выпивай, молодых одаряй, рублем аль полтиною, либо золотою гривною, а коли твоя честь, так рублевиков шесть, а чушку за ушко, коровку за головку". Все участники свадьбы тоже получали подарки из рукоделья невесты, сладости, деньги.
Подарок или взятка?
Когда в связи с подарками заходит речь о государстве, уже труднее разобраться, где дар, а где дань, где подарок, а где "кормление" или взятка, где искреннее подношение, а где вымогательство. Ответная благодарность тоже порой облекается в неожиданные формы. Летопись сообщает, как в 1474 году князь великий взъярился на псковских послов "и их на очи пускати к себе не велел" из-за того, что подарки их оказались "легкими".
Случалось, что дарители преследовали необычные цели. Византийцы, например, замыслили таким способом вызнать характер Святослава. Сперва положили перед ним золото и драгоценные ткани. Даже не взглянув на дары, он приказал убрать их. Тогда перед ним положили оружие. "Он же, приим, нача хвалити и любити и целовати царя... И сказали бояре: "Лют се муж хочет быти, яко именья не брежеть, а оружие емлет".
Дары иностранным правителям и их послам служили чутким барометром дипломатических отношений. Такой дар назывался в России "поминком". Поминками могли служить кони, оружие, золото, серебро, дорогая ткань, соболя. Подношение их происходило строго по ритуалу, который каждый раз во всех деталях записывался в Наказе послам: сначала передать от великого князя поклон, потом, "мало посидев, поминки явити и молвити..." А уж после того подать верительные грамоты.
Государи строго следили за тем, чтобы их подчиненные ни с кем не сносились помимо их, государевой, воли и никаких поминков со стороны не принимали. Верных слуг они дарили сами, и в этих случаях трудно было провести грань между подарком и наградой. В древней Руси не было системы орденов, и жалованные правителем шубы со своего плеча, золотые чаши, серебряные кубки и прочее выполняли наградные функции.
В дошедших до нас описаниях этих предметов основной упор всегда делался на то, сколько пошло на их изготовление драгоценных металлов, камней, дорогих мехов. Никогда не упускался вес предмета, но почти нигде не встречается слов о "хитрой" работе мастера. Начиная с Ивана III и до начала XVIII века великие князья и цари чеканили специальные "золотые". Ими жаловали за участие в военных походах, а при поставлении на царство осыпали ими нового царя и бросали в толпу. Таким образом, "золотые" были одновременно и государевой наградой, и его подарком, и памятью о крупнейших событиях в стране
Ветер перемен
Восемнадцатый век принес многочисленные изменения в русскую жизнь. Сломав старые государственные институты, Петр I нарушил и прежнюю систему царских подарков.
Знаки его благоволения и подарки сыпались на людей, которых с ним сталкивала судьба, не менее щедро, чем палочные удары и другие знаки его гнева. Золотая медаль, выбитая в честь победы, серебряный рубль для многочисленных царских крестников из простого звания, табакерки - эти предметы не имели такой утилитарной ценности, как, например, шуба с царского плеча, но ценность подарка как знака расположения была неимоверно велика.
Изменения в частном быту привели к возникновению многих новых ситуаций. Стремление выразить в подарке свое доброе отношение к другому человеку осталось, но теперь оно уже не было так строго регламентировано и допускало, выражаясь современным языком, творческий подход. "Страсть любовная, - писал князь М.М.Щербатов, - до того почти в грубых нравах не знаемая, начала чувствительными сердцами овладевать". От кавалера теперь требовалось галантное обхождение с дамой, умение ухаживать и говорить комплименты. И обязательно дарить подарки. В рукописной "Истории о Александре, российском дворянине" изображается идеальная картина взаимоотношений возлюбленных: герой дарит избраннице "столп верности" - кольцо, данное ему родителями. Возлюбленная одаряет его "знаком любви" - "злата шнура узел", разъясняя символический смысл этого подарка: "едина мя смерть развяжет".
Подарок в быту постепенно теряет тесную связь с обрядом. Предметом дарения становится все: от деревни в несколько тысяч душ крестьян до локона волос. Наиболее распространенными подарками были предметы женского рукоделия, кольца и перстни, миниатюрные портреты, которые можно было носить как медальон.
Чем ближе к нашему времени, тем больше подарок ценится не за его материальную стоимость, а за память, внимание, воспоминания, с которыми он связан. Та самая формула - "мне не дорог твой подарок, дорога твоя любовь" - все точнее выражает суть отношений, связывающих дарящего и одариваемого.
по материалам журнала "Праздник" апрель-май 1999,
Сборник "Традиционные формы досуга: традиции и современность" М.,
1993.
Статья В.Г. Смолицкого