Если в канун Восьмого марта женщина вернулись с работы без подарка и даже без цветов, дома будут в недоумении: "Да что же у тебя за фирма, что за начальник такой? Не уважает своих сотрудниц". Дарить подарки на службе - естественно и правильно. Это знак того, что сотрудников уважают и ценят, это символ принадлежности к фирме. Без подарка нет праздника, а без праздников нет корпоративной культуры.
Похвальная грамота и часы "Полет"
В Израиле в весенний праздник Песах сотрудники несут с работы огромные коробки с фирменными логотипами. В них видео-магнитофоны, телевизоры, кухонные комбайны, кофеварки, миксеры и т.д. Чем солиднее предприятие, тем дороже подарок и тем больше оснований гордиться, что работаешь в преуспевающей фирме.
А вот американцев подаренной на службе бутылкой шампанского, красивой кружкой и даже кухонным комбайном не удивишь. Там предпочитают денежные поощрения. Рождество - время выплаты бонусов, годовых премий. Размер фиксируется в трудовом контракте при поступлении на работу. В преуспевающих фирмах бонус доходит до 40% годового заработка. Так что клерк средней руки с Уолл-Стрита вполне может подарить жене новенький автомобиль, купленный на премию.
В советское время подарки разнообразием не отличались. Похвальная грамота, поздравительный адрес, где подробно излагалась биография и заслуги виновника торжества. К большому юбилею могли осчастливить и чем-то вещественным - например, часами "Полет".
С "перестройкой" ситуация изменилась, корпоративные подарки стали более разнообразными и дорогими. Самовар, чайник, термос, кружка, шариковая ручка - такую коллекцию собрала сотрудница одного из небольших петербургских предприятий. Самый дорогой подарок - самовар - пришелся на 1991 год. Потом финансовое положение фирмы стало ухудшаться, подарки становились все скромней. В прошлом году не дарили уже ничего. В фирме сменилось руководство. Новый генеральный директор сказал, что, пока положение не улучшится, не будет никаких подарков и праздников. Но дела шли все хуже, генеральный проворовался и куда-то исчез, новому руководству тоже оказалось не до подарков. Однако социологи давно уже подметили закономерность: преуспевание предприятия зависит от уровня корпоративной культуры. А значит, если в фирме не устраивают праздников и не дарят подарков, она обречена на неудачу.
Галстук с бриллиантовой запонкой
Однажды с помощью простеньких подарков выдали важную государственную тайну. В советское время место расположения Центра управления полетами (ЦУП) было строго засекречено. Но индийская сторона после успешного полета своего гражданина на советском космическом корабле подарила всем сотрудникам красивые майки. На них было написано "ЦУП" на русском и английском языке. Когда из проходной вышла толпа людей в одинаковых майках, не надо было обладать проницательностью Джеймса Бонда, чтобы догадаться, где расположен этот самый таинственный ЦУП. Из этой истории можно извлечь урок - фирменные подарки предназначены для того, чтобы бросаться в глаза и "кричать" о фирме на всех углах.
Фирменный подарок - прекрасная реклама. Подарить деловому партнеру хотя бы календарик с логотипом фирмы - значит заставить его вспоминать о вас всякий раз, как он бросит на него взгляд. Так что рекламные подарки нынче в моде. Между тем, еще лет 8 назад все было иначе. Ольга Пригожая, президент фирмы "Эльга", рассказала, что в 1992 году написать название фирмы на шариковой ручке было проблемой, никто этим не занимался. Сейчас изготовить рекламный подарок любой стоимости и на любой вкус не составляет труда. И хотя заказчиками чаще все-таки выступают иностранные фирмы, российские предприниматели тоже постепенно входят во вкус.
Количество предметов, на которых заказчик желает запечатлеть название фирмы, огромно. В ход идут не только стандартные календари и ручки, но и фужеры, фартуки, прихватки, пилочки для ногтей, новогодние зайцы и тигрята и т.п. Одна фирма заказала кожаные фотоальбомы, внутри которых должны быть не фотографии, а... стопки. Другой клиент пожелал, чтобы имя его фирмы красовалось на... презервативах. Некоторые не знают, что подарить, называют лишь цену - например, 1000 долларов. И удовлетворяются галстуком с бриллиантовыми запонками.
Дорогой подарок не стоит бешеных денег
На одном из питерских заводов, сотрудничающих с крупной японской корпорацией, произошел такой случай. Японцы решили преподнести дорогой автомобиль в подарок сотруднику, который внес наибольший вклад в реализацию совместного проекта. Имя этого сотрудника должны были определить российские партнеры. Те оказались в большом затруднении и в конце концов попросили дать деньгами, чтобы разделить премию между "рядовыми сотрудниками, внесшими наибольший вклад". Японцы отказались. Заводское начальство с облегчением вздохнуло.
Привычно представление, что дорогой подарок должен получить начальник, подчиненным дарят что-нибудь попроще.
Между тем, правило не столь уж незыблемо. Несколько лет назад работники Смольного были удивлены подарками, которые привезла делегация американских сенаторов. Это были детские рисунки, и надо было слышать, с какой гордостью сказал один из гостей тогдашнему мэру Санкт-Петербурга Анатолию Собчаку: "Это специально для вас нарисовал мой 11-летний сын".
Капуста для бухгалтера
Главный редактор популярной питерской газеты "Метро" Борис Клементьев любит делать подарки. Он уверен, что их нужно придумывать. Главное - не цена, а идея. Тривиально и даже обидно подарить уборщице веник. А вот преподнести веник корректору, который "чистит" газету от ошибок, очень даже кстати.
Бухгалтерам главный редактор подарил кочан капусты и книгу об овощеводстве. Через некоторое время, когда сказался результат бухгалтерских усилий по улучшению финансового положения газеты, он принес уже квашеную капусту, намекая на то, что добыть "капусту" - это еще не все, нужна и умелая работа с банками.
Сотрудник, который вечно в бегах и никогда не бывает на рабочем месте, получил в подарок колокольчик, "чтобы знали, где он находится". Тому, кто опаздывает, подарили будильник и карту города, где обозначено место его жительства и работы. Сотруднику, который любит, чтобы дверь была всегда закрыта, досталась дверная пружина, а вечно мерзнущему - градусник. Специалисты по компьютерам получили игрушечную мышку и темные очки. А генеральному директору Роберту Гордину, одному из учредителей издания, в день рождения подарили книги из серии "Мой XX век". На одной из них он с удивлением увидел свою фотографию и крупный заголовок "Мое "Метро" - мое богатство". Страницы в ней были чистыми - ее еще предстояло написать.
За праздничным столом с подарками торжествует корпоративный дух. "Это мы! Это наша фирма! Это место, где меня ценят! Мы - одна команда". Такой настрой сотрудников - залог успеха фирмы.
Как дарить кофеварки сотрудникам?
Интервью корреспондента журнала "Праздник" со специалистом
аудиторской фирмы "Лука-Аудит":
- После событий 17 августа 1998 года ситуация в экономике ухудшилась.
Тем не менее многие фирмы выстояли и продолжают работать. Что можно
посоветовать им? Как избежать финансовых потерь в дальнейшем?
- Одна из причин, по которым организация несет финансовые потери, -
это налоговые ошибки. Совершают их как по объективным, так и по
субъективным причинам. К объективным можно отнести нестабильность
налогового законодательства и отсутствие полной информации обо всех
изменениях, которые происходят довольно часто. К субъективным -
недостаточное внимание бухгалтеров к возможностям, которыми они
располагают, а иногда даже пренебрежение ими вследствие недостаточной
квалификации.
- Можно ли избежать этих ошибок?
- Конечно. Во всем мире компании стараются уменьшить налоговое бремя
в рамках закона. Это нормальное явление.
- Не могли бы Вы привести пример, как это делается?
- Пожалуйста. Сейчас весна, много праздников. Предприятия стараются
поощрить своих сотрудников и дарят им подарки: к примеру, кофеварки,
тостеры, другую бытовую технику. При закупке в магазинах или оптовой
сети подарки, или, иначе говоря, товарно-материальные ценности,
приходуются на склад организации, а затем безвозмездно передаются
сотрудникам. Вследствие этого фирма несет дополнительную налоговую
нагрузку. Платит НДС (налог на добавленную собственность), совершает
выплаты во внебюджетные фонды как передающая сторона. Иными словами,
стоимость подарка списывается за счет чистой прибыли организации.
- А как надо поступить?
- Можно минимизировать налоги, издав приказ о выделении работникам
премии или материальной помощи. После этого сотрудник подает
заявление в бухгалтерию, в котором просит перечислить в конкретный
магазин деньги за конкретный товар. При этом предприятию не придется
оприходовать товар и платить НДС.
Наталья ОДИНЦОВА
журнал Праздник, апрель-май 1999