"Ценность всего условна, - заметил Козьма Прутков. - Зубочистка в бисерном чехле, подаренная тебе в сувенир, несравненно дороже двух рублей с полтиною". Однако выбрать даже такой пустячок непросто, когда подарок теряет всякую связь с обрядом и превращается в бытовое (хотя одновременно всегда праздничное) явление жизни. Диктат обычая: "дари рушник", "жалуй шубу" или "вышивай рубаху" сменяется головной болью: как угадать, как угодить. При этом непременно приходится являть и собственный ум, и проницательность, и душевную тонкость.

А если с этой точки зрения посмотреть на знаменитых людей? Что дарили, какие подарки принимали? Точно ли, как утверждают, они талантливы во всем, за что ни берутся?

По приказу Петра I были изготовлены медальоны с его портретом, украшенные драгоценными камнями. Этот подарок, жалуемый за особые заслуги, стал предшественником первых русских орденов. Суворов вряд ли думал о том, чтобы запечатлеть себя в ордене. Свое миниатюрное изображение он подарил Милорадовичу как знак расположения. Генерал вставил портрет в перстень и никогда с ним не расставался. А Кутузов, по преданию, столь же ценил скромный бронзовый походный прибор, полученный от Суворова.

Кольца, даримые и принятые в дар, чаще были не просто драгоценностью, а выражением особых чувств и отношений. Декабристы в сибирской ссылке отливали из кандалов и цепей кольца для своих возлюбленных и друзей.

Пушкину на юге Елизавета Ксаверьевна Воронцова подарила кольцо с сердоликом. Кончилась его южная ссылка, многое в жизни поэта переменилось, и новые привязанности возникали одна за другой, но...

Там, где море вечно плещет
На пустынные скалы,
Где луна теплее блещет
В сладкий час вечерней мглы,
Где, в гаремах наслаждаясь,
Дни проводит мусульман,
Там волшебница, ласкаясь,
Мне вручила талисман.

Стихи были написаны целых три года спустя после встречи с Воронцовой. И с талисманом он никогда не расставался.

И еще одно кольцо, подаренное сначала Пушкину, а потом - Пушкиным. Друг поэта Нащокин был суеверен. Он носил кольцо с бирюзою против насильственной смерти. В последний приезд Пушкина в Москву Нащокин настоял, чтобы тот принял от него в подарок такое же. Кольцо было заказано, с исполнением задержались, и Пушкин никак не хотел ехать без него, пока, наконец, поздней ночью кольцо не было принесено.

По свидетельству Данзаса, на Пушкине во время смертельного поединка не было этого кольца, но перед самою кончиною он попросил подать ему шкатулку, вынул из нее бирюзовое кольцо и подал его Данзасу со словами: "От общего нашего друга".

Жене своего друга П.А.Вяземского Вере Федоровне Пушкин купил в городе Торжке несколько поясов у мастериц-золотошвей и радостно писал в письме другу: "Скажи княгине, что она всю прелесть московскую за пояс заткнет, как наденет мои поясы". Вера Федоровна собственноручно вышила Пушкину в подарок подушку.

Славянофил П.В.Киреевский получил в подарок от П.М.Языкова, собрата по увлечению фольклором, массивную трость с объяснением ее назначения: "на поражение врагов древней Руси". А драматург А.Н.Островский подарил коллеге Н.А.Чаеву еще более грозное оружие - нож собственной работы. Правда, он был деревянный и предназначен для разрезания бумаг.

Первым подарком Н.Г.Чернышевского невесте была книга песен А.В.Кольцова. В дарственной надписи заговорила сама душа. И весь опыт литератора им был как будто забыт в этот момент. "Книга любви чистой, как моя любовь, безграничной, как моя любовь, книга, в которой любовь - источник силы и деятельности, как моя любовь к ней, - да будет символом моей любви".

Необычный подарок от товарищей получила к своему 45-летию замечательная русская актриса В.Ф.Комиссаржевская: статуэтку кузнеца с молотом у наковальни. Но тогда это было очень понятно. Шел 1909 год, новый революционный подъем был не за горами, многие деятели искусства того времени могли бы сказать о себе сегодняшними словами: "этот день мы приближали, как могли". Вера Федоровна была в их числе.

Но "буревестники революции" отнюдь не всегда получали подарки "со значением". Вс.Иванов, например, подарил Горькому индийские часы, от которых тот пришел в восторг: "Одновременно это и механизм, и приложенные к нему руки истинного художника... На каждом винтике - виньетка почти! Какие узоры! К таким часам человек должен относиться, как к древней рукописи с раскрашенными заглавными буквами".

Сам Горький любил отдаривать людей. Леониду Леонову, который обрадовал его деревянной скульптурой собственной работы, Горький долго разыскивал портрет Леони Леони, итальянского скульптора и резчика по камню. А на восточный подарок Вс. Иванова ответил старинной китайской вазой из розового нефрита. Оригинальны были подарки В.В.Маяковского. Шкловский вспоминает, что на кольце для Лили Юрьевны Брик Маяковский заказал выгравировать буквы Л.Ю.Б., расположенные так, что монограмма читалась как слово "люблю".

У А.П.Чехова было множество фотографий его друзей с дарственными надписями. Такие подарки дорого стоят: "Глубокоуважаемому Антону Чехову. И.Бунин", "Милому А.Чехову. И.Левитан", "Дорогому любимому Антону Павловичу Чехову на память. Федор Шаляпин", "От пламенного почитателя. П.Чайковский", "Бледный Мейерхольд своему богу". Чехов, похоже, материально-вещественные подарки не очень жаловал. По крайней мере, известно, как Станиславский казнил себя за неудачный подарок такого рода. "Я объездил все антикварные лавки, надеясь набресть на что-нибудь, - пишет он, - но кроме великолепной шитой музейной материи мне ничего не попалось. За неимением лучшего пришлось украсить ею венок и подарить его в таком виде... Но мне досталось от Антона Павловича за ценность подарка. "Послушайте, ведь это же чудесная вещь, она же должна быть в музее", - попрекал он меня после юбилея... И все другие подарки, поднесенные Чехову, не удовлетворили его, а некоторые так даже рассердили своею банальностью". "Нельзя же, послушайте, подносить писателю серебряное перо и старинную чернильницу". А почему нельзя? И что нужно подносить писателю? И какая вообще мораль следует из нашего рассказа, как спрашивала Алиса в стране чудес? Да никакой особенно, кроме того, что выбор подарка - это творческий акт. И для того, чтобы он имел успех, совсем не обязательно быть человеком творческой профессии. Трудно рисовать, если бог не дал таланта, не стоит петь, когда нет голоса. Но проявить себя в искусстве делать подарки способен абсолютно каждый.

Биллу Клинтону мы подарили гжельскую статуэтку - Клинтон играет на саксофоне. Он был так растроган, что собственноручно доставил ее домой. Р.Рейгану дарили седло - он заядлый лошадник. Королева Великобритании была приятно удивлена, получив от нас фарфоровые статуэтки, которых не было в ее коллекции. М.Тэтчер любила русские пейзажи Шилова, а Г.Коль - уральский камень.
(Из интервью В.Шевченко, руководителя Протокольной службы президента Росси).

Ефим Ленточкин
журнал "Праздник" апрель-май 1999