Петропавловская колокольня стала на 25 тонн тяжелее. На одном из ее ярусов отныне разместился карильон - дар фламандцев Петербургу.

Русское ухо привыкло к тому, что уж если колокольный звон, то обязательно на всю округу - мощный, густой, тяжелый. Бархатные переливы фламандского карильона нам в новинку. В них надо вслушиваться, следить за завораживающим переплетением мягких органно-колокольных звуков. В эти звуки трудно не влюбиться. И это подтвердят те, кто в минувшие выходные стоял, задрав головы, на площади перед Петропавловским собором, вбирая в себя, как воздух, малиновый звон фламандского карильона.

Жители северного региона Бельгии - Фландрии - уверены: русское выражение "малиновый звон" означает не только "красивые звуки", но и "звуки города Мехелен". Потому что французское название этого старинного фламандского города, известного во всем мире своими колокольными традициями, не иное как Малин.

Путь карильону в Россию проложил Петр I, покоренный красотой звучания этого музыкального инструмента во время своего путешествия в Нидерланды. Он первый заказал карильон для северной столицы. А последователем Петра стал директор Королевской школы карильона имени Жефа Денейна, главный карильонер города Мехелен Йо Хазен. Познакомившись в начале девяностых с остатками старого карильона, установленного более двух столетий назад на колокольне Петропавловского собора, он решил возродить традицию малинового звона в городе на Неве.

Так родился международный проект "Фламандский карильон для Санкт- Петербурга". Патриот колокольной музыки, неистощимый энтузиаст и обаятельнейший человек, Йо Хазен сумел заразить своей идеей не только фламандцев, чей вклад в реализацию проекта наиболее значителен. Он привлек к этой благотворительной акции людей со всего мира. Более трехсот пятидесяти благотворителей, среди которых государственные власти, целые города и коммуны, предприятия и фирмы, учебные заведения и отдельные граждане, откликнулись на идею подарить Петербургу новый карильон.

И вот спустя пять лет он появился на Петропавловской колокольне. Тонкие металлические нити связывают с клавиатурой 51 колокол. Общий вес колоколов - более 15 тонн, а всего инструмента - 25 тонн. Прежде чем он зазвучал, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир совершил в соборе чин освящения карильона. Фламандские колокола окропили освященной невской водой. И только потом над городом зазвучал малиновый звон. Первым за инструмент сел Йо Хазен.

Виктория МОРОЗОВА
(Смена, 17.09.2001)