По редкому и счастливому совпадению как раз на неделю, когда Гуляке
сопутствовала удача и он вполне мог сделать самый дорогой подарок
жене, пришелся
день рождения доны Флор.
- Так что вы собираетесь ей подарить? - настаивала дона Норма.
Гуляка улыбнулся:
- Что я подарю Флор? Все, что она захочет... Пусть только
скажет...
Дона Норма позвала дону Флор, которая пришла из кухни, вытирая руки о
передник.
- Это правда, Гуляка? Ты не шутишь?
- Говори, что хочешь...
- А ты не пойдешь на попятный? Исполнишь все, что я попрошу?
- Ты же знаешь, дорогая, уж если я обещаю...
- Тогда пойдем обедать в "Палас", - сказала дона Флор.
До сих пор Гуляка отказывался вводить ее в мир своих друзей игроков,
она была
знакома только с Мирадоном, единственным, кто бывал у них в доме.
Некоторых
приятелей Гуляки она видела мельком, остальных знала по-наслышке.
Даже Анакреон,
которого Гуляка очень уважал, за все семь лет был у них не больше
пяти-шести
раз. Что же касается Аригофа, то он только однажды зашел к ним в
воскресенье
позавтракать. Знакомые доны Флор, соседи и ученицы были людьми
порядочными, не
имевшими ничего общего с беспутными приятелями ее мужа. Поэтому
Гуляка никогда
не соглашался брать дону Флор туда, где играют в рулетку и кости.
Жена должна
сидеть дома, и нечего ей, черт возьми, делать в этих подозрительных
местах!
- С меня более чем достаточно сплетен, которые ходят обо мне, не
хватает еще,
чтобы ты там появилась.
Напрасно дона Флор убеждала мужа, что в Палас-отеле собирается самое
изысканное
общество. Почему бы и им не посидеть в роскошном зале, не потанцевать
под лучший
оркестр штата, не посмотреть лучших актеров из Рио и Сан-Пауло? Там
бывают дамы
из самых фешенебельных кварталов Грасы и Барры, одетые по последней
моде, а
некоторые из них, наиболее современные, даже играют в рулетку.
Игорный зал являл
собой как бы продолжение танцевального, ибо широкую арку между ними
никак нельзя
было назвать границей отделяющих посетителей от разорения.
Дона Флор уже даже не просила, а требовала, переходила даже к
оскорблениям:
- Ты меня не берешь, потому что боишься, что я встречу там твоих
потаскух...
- Я не хочу видеть тебя в этих залах...
Но ведь дона Норма ходит в "Палас" с мужем каждый раз, когда там
интересная
программа. Аргентинцы, хозяева керамической фабрики бывают там каждую
субботу:
ужинают, танцуют, смотрят выступления артистов. Но Гуляка не сдавался
и,
исчерпав аргументы, неопределенно обещал:
- Ну хорошо, если подвернется подходящий случай...
И этот долгожданный случай наконец подвернулся. Дона Флор ушам своим
не
поверила, когда Гуляка, захваченный в расплох, нехотя процедил:
- Что ж, раз тебе так хочется... Как-нибудь на днях сходим.
И тут же предложил взять с собой дядю и тетку, дону Норму с Зе Сампайо, а также дону Гизу. Тетя Лита поблагодарила и отказалась: ей очень хотелось пойти, но у нее не было подходящего для Паласа вечернего туалета. Еще больше хотела побывать там дона Норма, однако Сампайо на этот раз остался непреклонен: он очень уважает соседей и благодарит за приглашение, но, к сожалению, не может его принять, так как обычно в девять часов ложиться спать, чтобы в шесть утра отправиться в свой магазин. Впрочем, в субботу или в воскресенье он пойдет с удовольствием. ...Таким образом, из всех приглашенных дала свое согласие лишь учительница дона Гиза, которая очень обрадовалась возможности послушать сестер из Ганолулу и понаблюдать мир игроков с точки зрения социологии и психоанализа.
Остаток дня дона Флор провела в хлопотах: надо было с помощью доны Нормы и доны Гизы выбрать для вечера платье, перчатки, шляпу, туфли и сумочку. Она хотела быть самой красивой и элегантной в "Паласе", чтобы затмить всех женщин - и благородных дам в столичных туалетах и любовниц банкиров в платьях из Парижа. Наконец-то она переступила запретный порог.
Когда она под руку с мужем в волнении переступила порог Палас-отеля,
оркестр по
странному совпадению исполнял то старое, но никогдда на стареющее
танго, которое
они танцевали, впервые встретившись в доме майора Тиририки. Сердце
доны Флор
забилось еще сильней и она улыбнулась мужу.
- Помнишь?
Зал "Паласа" был погружен в полумрак, так как все лампы горели под
аляповатыми
пестрыми абажурами, но дона Флор пришла в восторг и от полумрака, и
от столиков
с бумажными цветами, и от этих абажуров. Гуляка огляделся, стараясь
понять, что
имела в виду жена: все вокруг было ему знакомо до подробностей, но к
доне Флор
не имело никакого отношения.
- Что ты имеешь в виду, моя милая?
- Музыку. Это то самое танго, которое мы танцевали, когда
познакомились на
празднике майора, помнишь?
Гуляка улыбнулся и отправился к столику, заказанному заранее, как раз у танцевальной площадки и неподалеку от арки, через которую виднелся игорный зал.
Отсюда можно было наблюдать и за танцующими парами и за переживаниями игроков. Сейчас танцевали всего две пары, но обе слыли лучшими исполнителями танго, и никто не решался с ними соперничать. Дамами были сестры Катунда.
Старшую - негритянку - вел высокий, романтического вида мужчина, одетый по последней моде и походивший одновременно и на киногероя и на профессионального танцора, ...он прекрасно справлялся с замысловатыми па.
Младшая сестра - белокожая - танцевала с Зекито Мирабо... Подняв глаза к потолку и закусив губу он время от времени нервно проводил рукой по развевающейся шевелюре; более гибкий, баиянец танцевал не хуже Бароса, и его па отличались большим изяществом.
Все еще улыбаясь, Гуляка протянул руку доне Флор и предложил, помогая
поднятся
со стула:
- Давай, дорогая, покажем этим чудакам, что такое настоящее
танго...
...
Только теперь... она поняла, как дорога для нее каждая подробность
этой
необыкновенной ночи: с той минуты когда она ступила на танцевальную
площадку, и
до самых сладостных мгновений, когда ей пришлось расплачиваться за
подарок
мужа.
Два жеста Гуляки, одинаково нежные и властные, означили для доны Флор начало и конец этой чудесной ночи. Первый, когда он, улыбаясь, протянул ей руку, приглашая на танго, и второй - когда, горя от нетерпеливой страсти, притянул к себе...