В Петербурге, в Государственном музее истории религии проходила выставка под названием "Дары и подношения". Она была разделена на две части. В первом зале экспонировалась коллекция подарков Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II.
Второй зал представлял зрителям подарки, сделанные членам династии Романовых, а также представителям таких известных фамилий, как Дашковы, Голицыны, Уваровы... Некоторые подарки связаны с именами знаменитых духовных деятелей - например, с именем святого Иоанна Кронштадтского. Но особое внимание приковывают к себе дары, принесенные семье последнего Российского императора, члены которой недавно были прославлены в лике святых. В царской России иконы дарили часто: по случаю разных торжественных событий и просто в знак верноподданнической любви. Поэтому на выставке было большое количество икон. Вот, например, та, что была подарена царственным супругам по случаю рождения их первого ребенка - Великой Княжны Ольги. На иконе изображена небесная покровительница новорожденной - святая равноапостольная княгиня Ольга, по правую и левую руку от нее - Ангел-Хранитель и мученик Акепсим. Святой Акепсим, пострадавший в 4 веке, изображен на иконе потому, что Великая Княжна родилась в день его памяти - 3/16 ноября. А вот довольно необычная икона "Избранные святые", подаренная Государю и Государыне "от Причта и Ктитора С.П.Б. Петропавловского Придворного Собора Усыпальницы Дома Романовых" в день празднования трехсотлетия Дома Романовых. На ней изображено несколько святых, стоящих у Невы, на другом берегу которой возвышается Петропавловский собор. Среди них - апостолы Петр и Павел, святой благоверный князь Александр Невский - небесные покровители Петербурга. В небе два ангела держат Феодоровскую икону Божией Матери. С трехсотлетием Дома Романовых Государя поздравляли и простые подданные. Например, вот икона - дар "от чувств верноподданнической преданности кр. иконописца Константина Першина с семьею". Простые крестьяне присылали подарки и предшественникам Николая II. 4 апреля 1866 года в Летнем саду было совершено первое покушение на императора Александра II. В память о спасении жизни Государя крестьяне Архангельской губернии Онежского уезда Посадской волости прислали Александру II икону святых Зосимы и Савватия Соловецких. Во время царствования Николая II, летом 1903 года, был прославлен в лике святых один из величайших русских подвижников - преподобный Серафим Саровский. Государь одобрил его скорейшее прославление и вместе с семьей посетил Саровский монастырь во время торжеств. Духовная связь семьи Российского императора и Саровского святого отразилась и в некоторых подарках, представленных на выставке. Вот, например, золоченая Серафимо-Понетаевская икона Божией Матери "Знамение". Она была подарена Великой Княжне Татьяне Николаевне "в благословение от Серафимовской обители, что при селе Понетаевке" в ноябре 1903 года. А вот и икона самого преподобного Серафима Саровского, написанная спустя пять лет после прославления святого. Она была подарена иконописцем В.П. Гурьяновым "в знак беспредельной благодарности за оказанную Великую Царскую милость восприятием Августейшим Именем от купели" его дочери Зои. Особого, благоговейного внимания заслуживают подарки, сделанные святым праведным Иоанном Кронштадтским. Батюшка был прославлен в лике святых только в 1990 году, но пользовался всенародной любовью еще при жизни. У одного подарка святого Иоанна интересная судьба: сначала он был вручен батюшкой своей духовной дочери, а та позже "передарила" его Государю. Это молитвослов в серебряном окладе. На его шмуцтитуле сделана такая надпись: "Достопочтенной Матушке Игумении Таисии дарю сей молитвослов. Протоиерей Кронштадтскаго Андреевскаго Собора. Иоанн Сергиев. 10 мая 1903. Память блаженной Таисии". На вкладном листе - иные строки: "Не осмелюсь вырезать странички с надписью дорогого Батюшки на мое имя, потому что без нее утратится значение книги при поднесении таковой. Буду слишком счастлива, если Его Величество соблаговолит принять эту книгу в молитвенную память от всепреданнейшей старицы Игумении Таисии". Особое место среди экспонатов занимала серия подносных блюд - фарфоровых и деревянных. Подобное собрание знакомит нас с еще одной традицией даров и подношений. Куда бы ни приезжали члены императорской фамилии, этикет требовал встречать их хлебом-солью, которые подносили на специальном блюде. Подносные блюда зазказывали обычно самым лучшим мастерам той местности, где готовились к встрече высочайших особ, и украшали их вензелями членов царской фамилии, избражениями из житий святых и обязательно - надписями в память о том, где и когда было поднесено... Ольга Надпорожская, журналист