Я не привыкла к подаркам. Когда я росла, сначала мой отец учился, потом разразилась война и мы оказались в эвакуации, затем страна восстанавливала разрушенное и все давали по карточкам, потом я стала студенткой и на последнем курсе вышла замуж. К тому же мне повезло родиться 9 марта – кто же будет покупать подарки два дня подряд?

Когда моей дочери Наташе было пять лет, она услышала, как я говорила об этом подруге. 8 марта муж преподнес мне букет алых и белых гвоздик, поцеловал и заодно поздравил с 25-летием. Я была растрогана до слез и не заметила, как Наташа убежала играть с подружками в оживший от ранней весны двор. Вскоре она вернулась и вошла в комнату, пряча что-то за спиной. "А эти цветы – тебе на день рождения", - объявила она и протянула мне букетик зелени. "Ой, куда же они делись? Были такие миленькие, пушистенькие беленькие шарики!"

Последние парашютики сиротливо торчали из салатных кружков. "Ах, доченька, ты же мне подарила чудо! Это одуванчики, сначала они желтенькие, как солнышки, а потом у них вырастает охапка белых детишек, и они разлетаются по свету на парашютиках. Вы тоже вырастете, выйдете замуж и вот так же полетите за своим счастьем. Дунь, посмотри, как они парят в воздухе!"

"Нет, я никогда от тебя не улечу, - серьезно проговорила девочка. – Я выйду замуж за папу, чтобы никогда не расставаться с вами".

***

Десятилетней Наташе больше всего на свете хотелось иметь щенка. Она каждый день приставала к отцу, обещая быть послушной и заботиться о собачке. Вечерами у них происходил один и тот же разговор; у дочки явно проявлялся талант купца, она начинала с высоких требований, чтобы согласиться на малые.

- Папа, не покупай мне ничего, кроме лошади и обезьяны.
- Обезьяну я тебе не куплю, потому что ты сама, как обезьяна. Зачем ты опять накрасила губы маминой помадой и влезла в ее туфли? А лошадь стоит дорого, и нам не на что ее содержать.
- А я на ней буду катать всех детей и заработаю кучу денег. А потом буду продавать маленьких лошадят.
- Хватить нудить! Никакой лошади!
- Хорошо. Тогда купи попугая. Я научу его кричать: "Папа, купи обезьяну и лошадь!"
- Ну ладно, - сдается отец. – Я тебе куплю щенка к концу учебного года, если больше не будешь приставать.
- Папа, так не забудь о своем обещании!

Терпением моя дочка не изобилует, но память у нее была отличная, она помнила, что скоро у меня праздник.

- Мамочка, поздравляю с днем рожденья, - торжественно произнесла она, входя в дом. – Вчера тебе папа подарил цветы, а я сегодня принесла подарок! Ты никогда не забудешь этот день!

Она выскочила за дверь и вернулась, ведя на веревке лохматую дворняжку.

- Вот, колли, можешь назвать его Ник. Помнишь, папа позволил завести щенка? Он будет нянька нашим малышам, как Ласси, и ты сможешь пойти работать.
- Ната, где же ты ее нашла? – спросила я.
- Она скучала в сквере и пошла за мной.
- Ты ее поманила, конечно.
- Она бегала, как беспризорная, честное слово.
- Но только это не мальчик, а девочка.
- Прекрасно, - завизжала Наташка. – Теперь я смогу продавать щенков. Можешь назвать ее Ника.

Я расцеловала дочку – ведь она подарила мне свою мечту! Мой день рождения действительно оказался незабываемым. Остаток дня мы с мужем мерили квартиру «ворошиловскими шагами», подтирая лужицы, сгоняли долговязого щенка с дивана и покрывал, собирали клещей, спасали обувь, а потом долго не могли уснуть, слушая его протестующие повизгивания на террасе. К счастью, назавтра пришел первоклассник из школы, где училась Наташа, и с радостью бросился обнимать своего питомца. Наташа расплакалась, и отцу пришлось сдержать свое обещание раньше времени. Породистый щенок с того дня стал членом нашей семьи. Мы назвали его Дар.

***

Прошли годы, я уже жила в другой стране, где День матери отмечают не в марте, а в мае. Дети выросли, обзавелись семьями; наконец-то я стала получать поздравления, приуроченные только к моему дню рождения.

...Солнечный луч давно щекотал мне лицо, удивляясь, почему я не встаю. Он не знал, что сегодня я шагнула в шестой десяток и в голову лезут грустные мысли. Старею, набрала лишних 15 килограммов, не бегаю по утрам и даже на третий этаж поднимаюсь на лифте. Бывший муж уже давно дарит цветы более молодой жене.

Стук в дверь. Подскакиваю, набрасываю халат и лениво тащусь к двери. "Это вам, - говорит посыльный компании UPS, указывая на огромную коробку. – Распишитесь!"

В коробке оказался физкультурный прибор для укрепления мышц. В моей маленькой квартирке я с трудом нашла для него место в салоне. Звонок. "Ну как, молодеем? Потеем? – заливается колокольчиком Наташка в трубке. – Теперь не будешь терять время и здоровье, сидя в кресле. Смотри телевизор и тренируйся! К лету спустишь весь жирок! А там и побежишь!"

Через два дня разболелись мышцы, а через неделю я уже стирала пыль с подаренного снаряда. Что поделаешь, то плечи ноют, то схватил радикулит, то колено не гнется. Натыкаясь на бездействующий аппарат, я подумывала его продать, чтобы он не был укором моей заржавелости и слабой воле, но дочь обещала вскоре приехать и проверить результаты моих тренировок.

Но она не приехала ни осенью, ни зимой, сославшись на новую работу. Промчался год – видно, с возрастом время летит быстрее. Обычно пунктуальная Наташа не позвонила в мой день, наверное, обиделась на то, что я пренебрегла ее прошлогодним подарком. Молодой пожилого не разумеет, утешала я себя, но на душе было скверно. И другие дети не вспомнили. Чтобы развеяться, я пригласила подругу выйти в кафе, а затем мы зашли на выставку в галерею.

Вернувшись домой, я бросилась к телефону – ну конечно же, были звонки, наверное, от детей. Я открыла семейный альбом. Вот они, мои дети, совсем недавно они смотрели на мир широко распахнутыми глазками и сияли беззаботными доверчивыми улыбками, как только что распустившиеся одуванчики тянутся, улыбаясь, к солнцу. Не успела оглянуться – созрели и разлетелись по свету, как те самые парашютики...

Мои воспоминания прервал громкий звонок.

- С днем рожденья, мамочка! – раздался знакомый ликующий голос Наташи. – Ты, конечно, грустишь, думаешь, я забыла прислать подарок. А у меня есть для тебя самый дорогой подарок на свете.
- Обезьяна? Лошадь? – засмеялась я.
- Сначала угадай, откуда я звоню. Намек – это место, связанное с мамами. Поздравляю – ты теперь бабушка! Да-да, у меня родилась дочка! Сегодня! Я звоню из роддома, три двести, рост 50 сантиметров. Я же тебе пообещала никогда не забывать твой день! Больше ты никогда не будешь отмечать свой день рожденья в одиночестве!

Наташа оказалась права. Теперь я с радостью ожидаю марта, с энтузиазмом покупаю подарки и посылаю их внучке. Пусть нас разделяет океан, но что такое десять тысяч миль для сердец, соединенных любовью?