Феномен подарка имеет значение не только в экономических, социологических или психологических науках. Не менее важен он и в житейском смысле. Не вдаваясь в подробности, скрытые мотивы поступка, каждый из нас на протяжении жизни бесчисленное количество раз дарил и получал подарки. Именно подводная, невидимая часть социального действия дарения чего-либо лежит в основе этой работы. На собственном примере я попробую проанализировать акт передачи материальной вещи в качестве сознательной попытки поддержания отношений с человеком, для которого подарок предназначен.

Подарок - это не сама вещь, а ситуация, вплетенная в определенную конфигурацию социальных отношений, элементом которых является акт дарения. Это говорит о том, что сущность подарка не в его материальной форме, а в отношениях между людьми, в том, как эти отношения поддерживаются с помощью подарков, в ситуации дарения, которая поддерживает социальные сети (каналы, связывающие индивидуальные позиции как внутри одного социокультурного поля, так и в разных полях). Социальное поле - ситуация взаимодействия, порождающая новые индивидуальные социальные качества, которые формируют поведение человека.

Центральной темой моего анализа взято реальное событие, которое произошло 8 марта 2002 года. Суть его в том, что подарок помог решить типичную проблемную ситуацию.

Я уже долгое время знаком с девушкой, с которой мы поддерживаем очень теплые отношения. Но, как известно, гладким может быть только поверхность полированного стола, а жизнь гораздо более шероховата, и ссоры, слезы и обиды соседствуют с гармонией, улыбками и радостью. Дело в том, что периодически у двух людей при длительном общении неизбежны конфликты, непонимание и скандалы. Мы не исключение из правил, и накануне Международного дня всех женщин я очень сильно поссорился со своей любимой девушкой. Дошло почти до разрыва отношений, и бесконечное выяснение отношений утром 8-го марта закончилось громким стуком захлопнувшейся двери ее квартиры. Я был в тот момент в полной фрустрации и без малейшей мысли о том, как из нее выйти.

Сейчас маленькое отступление. Социальные сети формируют несколько кругов. В первом, естественно, я. Круг семьи я не учитываю, поскольку она находится в другом городе, и непосредственной каждодневной связи с ними нет. На стыке первого и второго круга (где находится мой лучший друг) находится и та самая девушка. Еще не семья, но уже и не подруга. Третий круг - это знакомые моего поколения и взрослые люди, которые являются для меня "узловыми точками" для продвижения на более сложные уровни сети.

Понятно, что чем дальше от тебя круг, тем реже случается контакт с людьми, в нем находящимися. У меня подавляющая часть времени уходит на общение с моим другом и подругой. В моей ситуации важность этого обстоятельства и привела к плачевному положению.

Иногда, всеобщий закон перехода количества в качество не действует. Так было и со мной в момент того, как я спускался по лестнице на улицу. Очень много мыслей проносилось в голове, и не одна не давала готового решения. Именно в подъезде произошло событие, которое дало шанс исправить ситуацию. Как обычно бывает, все гениальное оказалось простым. По лестнице мне навстречу поднимался мужчина, который нес букет цветов. Сработал рефлекс подражания, вернувший меня в реальность. Слово "подражание" очень важно. Я вспомнил, какой тогда был день и автоматически решил сделать то же самое, что и случайный человек - пошел в магазин за цветами.

Я на себе испытал сильнейшее воздействие мини-социального поля, сформированного одним человеком, и, что интересно, воздействие шло на невербальном уровне. Редко можно найти подобную ситуацию с таким сильным эффектом, ведь чем больше субъектов в поле, тем сильнее воздействие, а тут контакт в течение нескольких секунд и ни одного слова. Похоже, правы те, кто говорит, что глупыми легче управлять. Ведь у меня не было тогда никакого собственного мнения, я нуждался в готовом решении, которое мне и дал этот человек.

Сейчас, подвергая анализу свой поступок, я могу точно сказать, что корыстная цель была настолько глубоко спрятана в подсознание, что вычленить ее оттуда я не могу до сих пор. Я не знал ее отношения к цветам, потому что не дарил их раньше. Я не думал, что этот банальный подарок, который 8-ого марта как бы "сам собой" мне чем-то поможет, я просто искал повод, для того, чтобы снова постучаться в ее квартиру. Здесь в чистом виде вторая часть определения подарка, данного выше. Сам подарок, по сути, не имел материальной значимости ни для меня, ни для нее.

Вообще хочу сказать, что цветы стали универсальным подарком именно потому, что в них нет никакой материальной ценности, и никому никогда не придет в голову оценивать эти дары природы количеством денег. Цветы в чистом виде знак внимания без материальной подоплеки "ты мне - я тебе". Такая ситуация характерна для другой сущности подарка относительно дальних по радиусу социальных сетей (подарок - это форма регулярных инвестиций в поддержание социальной сети, не связанная с чрезвычайными, инструментальными обстоятельствами; это отношения, символизирующие принадлежность к одной сети, готовность инвестировать ее поддержание).

Пока мне оформляли букет, я услышал фразу, которая характеризует всю подноготную "личного" подарка для участников близкой социальной сети, лучше любых определений. Взята она из самой мудрой науки, которой учит жизнь. Было только девять утра, и из покупателей я у лотка оказался один. Разговор между цветочницами был таким:

- Что-то покупателей пока маловато.
- Ничего, ближе к полудню потянутся, грехи замаливать.

Я невольно в тот момент улыбнулся, именно в этом и была суть моего акта будущего дарения. Любой подарок, направленный на поддержание личных отношений между двумя чаще всего направлен на то, чтобы улучшить климат взаимодействия или помочь в катастрофической ситуации. Это своеобразная индульгенция.

Стоит ли говорить о том, что старый как мир повод для примирения сработал и на этот раз, не даром ему столько лет. Реакция моей девушки была совершенно типична: несколько секунд полнейшего неудовольствия и улыбка, которая стоит всех денег на свете и цветов Голландии и Израиля вместе взятых.

Я тут разобрал, как мне кажется, мотивы своего поведения, которые работали в тот момент автоматически, но и они, для человека, знакомого с психологией и смежными науками, являются поверхностными. Наверняка, он бы нашел еще кучу всего подсознательного и неосознанного, может быть, потустороннего и предложил логичную схему, в которой отразилось бы все, что я делал в тот день. Несомненно, такие люди и занимаются разработкой, дизайном и прочими составляющими сложного акта дарения подарков. Сегодня эта грань человеческих отношений играет столь значимую роль в более прозаических отношениях - экономических - что многие крупные компании разрабатывают целые маркетинговые стратегии, в основе которых лежит "феномен подарка". Но это отдельная тема для разговора.

А.П. Гончар