В конце учебного года выпускники школы всегда сталкиваются с проблемой, что дарить учителям перед выпуском. Ведь, все-таки, они "прожили" со своими учителями большую часть жизни. И вроде, хочется как-то отблагодарить их. Но встает вопрос, как именно. В это время начинают болеть головы старшеклассников, но не только головы, а также и ноги от ходьбы по магазинам и обивания порогов различных торговых заведений. Хочется купить что-то необычное, чтобы поразить и обрадовать преподавателей, таким образом, продемонстрировать свою благодарность за обучение и наставление. И хоть как-то восполнить и компенсировать причиненный им когда-то вред. И, хоть нервные клетки не восстанавливаются, а учителя, наверно, в большинстве своем тратят их именно на работе, но в сердцах учеников зиждется надежда порадовать своих учителей напоследок.
Именно в этот период становится ясно, что очень сложно найти что-то интересное и необычное. Молодые люди убеждаются, что рынок подарков у нас развит слабо. Оригинальных предложений практически нет. И это еще больше усложняет и так нелегкую задачу учеников. Ведь цветы, вазы - все это уже дарилось и не раз, поэтому дарить то же самое уже банально. А если не хочется повторяться, то придется подумать, поломать голову немного.
Что же вообще дарить школьным учителям? Тем более, если цветы можно еще подарить мужчине-учителю, то вазу уже как-то не очень прилично, конечно, если он их не коллекционирует.
Мне кажется, неплохой презент - это альбом со всеми учениками класса. Но он должен быть оригинальным. Во-первых, обложка альбома должна говорить о том, что там содержится, то есть на ней не должны быть изображены какие-то цветочки, а, наоборот, школьная тематика. Возможно даже, фото школы, где работает учитель, или даже его фото, но какое-нибудь необычное, т.е. не портрет.
Во-вторых, альбом не должен быть предназначен для определенного формата фотографий, так как фото, которые там будут размещены ни в коем случае не должны быть одного размера. И тем более, не стоит размещать фото ровно на странице альбома, они могут быть расположены наискосок, или еще как-то неформально. Рядом с фото можно написать интересный небольшой текст, характеристику человека, который изображен на снимке. Но фото не должно быть строгим, а наоборот, обстановка, запечатленная на снимке должна быть естественной, может даже необычной. В общем, фото должно отражать характер человека.
В-третьих, альбом может быть любого размера, не важно, маленький он или большой. Скорее, имеет значение его качество. В конце альбома можно написать пожелание от всего класса или несколько теплых слов о том, как прошли школьные годы с этим учителем. Но следует добавить, что такой альбом лучше всего дарить только классному руководителю, не стоит дарить его всем учителям подряд.
Что касается других учителей, если продолжать эту тему - тему фото, то возможно следует остановиться на небольших открытках или календариках с изображением всего класса. На обратной стороне можно написать дату выпуска, указать, какой именно это класс. И еще можно написать небольшое пожелание учителю от всего класса. Мне кажется, это понравится любому учителю. Наверняка, каждый учитель считает, сколько классов он выпустил. Хотя может в этом не признаваться.
Может возникнуть вопрос, стоит ли ограничиваться только альбомом. Скорее всего, нет. Но это, наверно, зависит от взаимоотношений с учителем. Возможно, следует подумать еще и о другом подарке.
Вообще, мое мнение такое, что подарки не должны быть стандартными. Ведь они преподносятся людям, у которых есть свои собственные интересы, отличные от интересов других людей, свои предпочтения, и даже странности. Поэтому, следует исходить из этого. Ведь учитель - это не клеймо, которое подгребает под одну гребенку всех представителей этой отважной профессии. А это всего лишь небольшая подсказка к разгадке характера и интересов человека. Учитель учителю - рознь. Есть математики, химики, т.п., то есть учителя по предметам из различных областей жизни. Следовательно, они обладают разными характерами, хобби. Название предмета, который ведет преподаватель, может много сказать о человеке.
Приведу пример из своего опыта. Когда я училась в школе, моим классным руководителем был учитель информатики. Следует отметить также, что наши отношения с преподавателем были очень хорошими, мы просто обожали его. Цветы - само собой разумеющееся, но, что дарить еще? Помню, что думали недолго. Решающим фактором явилась специфика его предмета. Мы решили позаботиться об его школьном инвентаре и подарили ему новую клавиатуру и мышку. Естественно, на компьютер мы бы не потянули. Это действительно была современная клавиатура в то время, и не каждый мог похвастаться наличием такой. Наш руководитель был очень удивлен и рад получить такой подарок. И, конечно же, он никак не ожидал такого.
Был еще и второй подарок, который определился предпочтениями и привычками нашего преподавателя. Помогла наша наблюдательность. Мы заметили, что он очень любил пить чай со своими коллегами не в столовой, а в своем кабинете. У него даже был самовар в классе, и он часто чаевничал с другими учителями. Поэтому, мы решили подарить ему сервиз и сделать процесс чаепития более приятным. Так как благодаря нам ему придется пить что-либо не из граненых стаканов, а из красивых чашек. В то же время, каждый раз, когда он будет пользоваться сервизом, он будет вспоминать нас. Эта идея пришлась нам по вкусу, и все единодушно проголосовали именно за эти подарки. Этот случай показывает, что лучше дарить человеку то, что ему будет приятно получить.
Еще важно подумать об упаковке подарка. Именно она создает первое впечатление, которое будет влиять на дальнейший ход событий. Упаковка должна быть большой, несмотря на размер самого подарка. Нужно учитывать то, что подарок будет преподноситься на глазах широкой публики. Поэтому, чтобы не упасть в грязь лицом, нужно создать впечатление, что подарок очень большой, и от этого возрастет его ценность.
Почему я в этом так уверена? Убедилась на собственном опыте. В том году, когда я окончила школу, выпускалось всего два класса. Представьте себе такую картину: заполненный актовый зал, где сидят будущие абитуриенты и их родители, а также все учителя; на сцене стоят два учителя, которые выпускали свои классы. На сцену по очереди выходят представители от каждого из двух классов и поздравляют своих руководителей, говорят им много добрых слов благодарности, после чего дарят подарки. Мы были первые и подарили все то, о чем я уже писала ранее.
После нас вышли на сцену представители из другого класса. Когда речь закончилась, то на сцену вышла девушка, чтобы вручить подарок. Она несла в руках маленькую коробочку с духами. Представляете, каково было состояние той учительницы? Ведь всего минуту назад ее коллегу просто озолотили. Честно говоря, мне было очень жаль ее в тот момент. Чувства ее учеников, думаю, были подобны моим.
А представляете, что про себя подумали все присутствовавшие в зале? Так как в современном сегодняшнем обществе толпа играет большую роль, нужно еще думать и о ней. И если учитывать то, что публика просит зрелищ, то нужно удовлетворять и ее интересы и потребности, чтобы не упасть в ее глазах, а также, не огорчить человека, которому хочется доставить радость. Все было бы совсем по-другому, если бы эта маленькая коробочка лежала в очень большой и красивой коробке.
Еще хочется добавить то, что подарок должен напоминать о тех, кто его преподнес, поэтому дарить только духи не очень целесообразно. Ведь "завтра" духи закончатся, и их аромат забудется. Просто, не стоит останавливаться на чем-то одном, и следует подарить что-то еще. Следует отметить то, что иногда подарок может показаться совершенно бесполезными с точки зрения рационального человека. Но возможно, именно такая вещь и будет интересна человеку, так как она может украшать интерьер дома, может быть, именно она, дополнит коллекцию, которую собирает человек, а может просто обладать одним важным качеством - некой прелестью.
Если это иметь в виду, то, что можно дарить? Во-первых, можно отталкиваться от того, какой предмет преподает учитель. Это самый простой путь решения сложной проблемы.
Допустим, мы имеем дело с преподавателем географии. Ему можно подарить некий сувенир в форме глобуса, но пусть это будет не обычный глобус, а декоративная глобус-копилка, к примеру. Учителю биологии можно подарить декоративное дерево или, вообще, живых рыбок в красивом аквариуме, за которыми в дальнейшем будут ухаживать ученики. Если человек преподает психологию, то прекрасным подарком может быть картина из песка, которая переворачивается, и песок, замурованный между стеклами, начинает заново укладываться и создавать новую картину. Физику, например, можно подарить оригинальные часы, которые будут напоминать ему, что все в природе подчиняется определенным законам, в частности и законам физики. Литератору можно выбрать книгу, но здесь появляется проблема, какую именно. Поэтому, потребуется обратиться к своей памяти и постараться вспомнить, что предпочитает этот учитель. Кто знает, может, вообще, следует подарить энциклопедию. С учителем музыки легче, можно подарить сувенирный музыкальный инструмент, диск или что- то еще. Что касается учителя физкультуры, то можно приобрести сувенирный футбольный мяч, новый свисток, и т.п. Можно подарить кубок или медаль с надписью "Лучший спортсмен школы".
Впрочем, этот список подарков можно продолжать бесконечно. Вообще, если работает фантазия, а она обязательно работает у каждого человека, и тем более коллектива, то можно из самой обычной вещи сделать необычную.
Но не стоит зацикливаться только на специальности. Ведь, если бы мы с одноклассниками опирались только на этот фактор, то никак бы не подарили сервиз, так как наш классный руководитель - информатик. Важно замечать малейшие детали, которые могут поведать о человеке то, что не увидишь с первого взгляда. Главное - внимательность. Это и есть второй, более сложный способ решения проблемы, стоящей перед всеми выпускниками школ: что подарить учителям. Поэтому важно быть наблюдательными.
Стоит также исходить из того, что в школе есть и директор, которому тоже стоит подарить что-нибудь. Следует иметь в виду, что это очень занятой человек, поэтому можно подарит что-то, предназначенное для деловых и занятых людей, например, органайзер, или что-то вроде этого.
Очень часто проблему выбора и покупки подарка берут на себя родители учеников, освобождая своих чад от лишних проблем и забот перед экзаменами. Возможно, это связано с тем, что все равно родители дают деньги на подарки, или они считают себя более компетентными в этой области, и не думают, что их детям стоит отвлекаться от зубрежки экзаменов на эти дела. Но как показал мой опыт, фантазия у родителей очень ограничена в этой сфере. Обычно родители дарят то, что неоднократно дарилось учителям такими же нерадивыми родителями.
Так было, когда я заканчивала девятый класс. Родители взяли на себя инициативу выбора и покупки подарка. Причем, они не согласовывали все вместе, что купить. Кто-то один из родителей взял на себя эту ответственность и купил какие-то стаканы. Мы, ученики, были не довольны той покупкой. Если бы предоставили нам свободу выбора, то мы бы купили совсем другое. И нам не было бы стыдно за такой подарок.
Важно знать, что по этому поводу думают сами учителя. То есть, что они хотят получать, а что не хотят, несмотря на поговорку "дареному коню в зубы не смотрят". Мне кажется, это не тот случай, и здесь все- таки смотрят и оценивают. Тем более хочется сделать приятно своим учителям, с которыми проходит большая часть жизни.
В связи с этим я решила поговорить с некоторыми учителями на эту тему.
Что Вам обычно дарят выпускники?
1. цветы и косметику, и еще конфеты очень часто (так ответили 3
учительницы).
2. в основном, цветы, так как у меня не было еще своих выпусков, то
мне как гостю полагается ради приличия подарить хотя бы цветы, так
думают ученики, и я с ними согласна. Даже цветы очень приятно
получить не от своего класса.
3. В основном сервизы, вазы, в прошлый год мне подарили приемник. Это
просто всего, долго задумываться не надо, да и в деньгах есть
ограничения у школьников, ведь деньги им дают их родители.
Что было самым оригинальным подарком?
1. мне принесли огромную корзину ромашек, было очень и очень приятно,
больше никто такого подарка мне не преподносил. Это меня так
растрогало, что я даже заплакала. Я была очень благодарна детям за
это. Все-таки необычные цветы, то есть не розы, как обычно дарят.
То есть было неожиданно, от чего и было еще приятней получить этот
сюрприз.
2. не знаю, не могу вспомнить. Наверно, ничего оригинального и
яркого, что бы мне запало в душу и запомнилось, мне еще не дарили.
Нет, таких подарков еще не было за всю историю в школе, я имею в виду
со мной. Видимо, ученики не отличались оригинальностью. Все подарки
были обычные, даже можно сказать формальные.
3. однажды мне подарили клавиатуру и мышку для моего компьютера в
школе, так как у меня дома нет своего компьютера, то этот подарок
находится в школе, и радует мой глаз, и греет душу. Было ужасно
приятно получить такой подарок, так как я не ожидал этого от
учеников.
4. мне однажды подарили указку мои ученики, мне еще никогда не дарили
подобные вещи, было приятно. А однажды родители учеников помогли мне
материально, чтобы я смогла поставить телефон.
5. я помню, что мне подарили однажды ковер. Вот это действительно
было неожиданно и оригинально. Это был единственный оригинальный
подарок, который я могу вспомнить, больше ничего не припоминается.
Нравится ли Вам получать оригинальные подарки?
1. Конечно, да. Такие подарки надолго остаются в памяти, и с трудом
забываются, так как их невозможно забыть.
2. вообще, я к этому вопросу отношусь спокойно, так как я не
избалована подарками вообще по жизни, и что касается школу, тоже
самое. Поэтому мне не важно, хотя соглашусь с тем, что большинство
любит именно оригинальные подарки, наверно, приятней. Но что касается
меня лично, то мне все равно, честно говоря.
Должен ли подарок быть полезным с функциональной точки зрения?
1. да, должен быть. Во всяком случае, очень хочется этого.
2. нет, необязательно, главное, чтобы подарок радовал глаз, для этого
и предназначены подарки, а не только для формальной благодарности
учеников.
3. может быть он и должен быть полезным, но хотелось бы чего-нибудь
больше, то что радовало бы сердце. Ведь все-таки с людьми работаешь,
много всего с ними переживаешь, испытываешь.
А какие подарки Вам больше нравиться получать: оригинальные или традиционные?
1. оригинальные, это, конечно приятней. Но не только в этом дело,
хотелось бы иногда слышать слова благодарности от своих учеников
спустя годы. Многие о нас не вспоминают после окончания школы и не
приходят к нам.
2. я считаю, что дареному коню в зубы не смотрят, что подарят, тому и
радуйся. И вообще, мне ничего не надо от учеников.
3. любой подарок хорошо, важен тот момент, как преподносишь. Подарить
можно по-разному. Иногда и мелочь подарят, но сделают это так, как
будто это самая лучшая вещь на свете. А иногда и хороший подарок
преподнесут так, что неприятно его получать.
4. вообще, я привыкла сама дарить подарки, это ведь приятней, чем
получать. А что касается подарка, то мне не важно оригинальный он или
нет.
5. какие могут быть вопросы, однозначно, оригинальные подарки
приятней получать.
В общем, поговорив с учителями, я поняла, что хотя многие и стеснялись говорить на эту тему, но подарки в основном традиционные, ничем не отличаются друг от друга. То есть я убедилась в том, что все- таки существует проблема: ученики и их родители не знают, что подарить учителям.
Оказалось, что практически, все учителя, идя на последний звонок или выпускной, уже догадываются о том, что им подарят, то есть, можно сказать, что они ожидают вазы, сервизы, и знают, что обязательно принесут домой букет роз. Но разве это на противоречит логике? Сюрприз от того и называется так, что никто не знает и не догадывается о том, что подарят. Многие учителя уже привыкли к таким традиционным подаркам, и начали относиться к этому спокойно. Но при разговоре с ними все же выяснилось, что им намного приятней получать неожиданные подарки, и подарки необязательно должны быть полезны с функциональной точки зрения. На самом деле эта проблема существенна. Тем более, если учесть то, что в конце учебного года у учеников, как всегда, не хватает времени на то, чтобы бегать по магазинам и искать подарки для своих учителей. А родители, как показал опыт ничего нового придумать не в состоянии. Хотя, это может и не их вина.
Вера Хромцова