Скоро в школах города прозвенит последний звонок. Прощание со школой и со школьными учителями практически всегда сопряжено с преподнесением подарков учителям. Чаще всего, это знак благодарности и любви. Можно даже сказать, что дарение подарков учителям при окончании школы является сложившейся традицией. И независимо от того, нравится нам преподаватель или нет, мы дарим ему подарок при прощании со школой.

В своей практике я сталкивалась с ситуацией дарения подарков учителям три раза - при окончании начальной школы, при окончании девятого и одиннадцатого класса.

Как известно, в начальных классах все предметы, разве что помимо физической культуры, преподает один учитель. Это чаще всего первый учитель, который является самым любимым учителем и примером для учеников. Он закладывает основы всех последующих знаний. Помнится, после окончания четвертого класса в школе устраивался вечер с чаепитием, куда помимо преподавателя и учеников были приглашены и родители учеников. Родители благодарили нашего учителя за переданные нам знания, дарили цветы, конфеты. Кроме того, был преподнесен подарок от всего класса. Это был большой букет цветов и красивый чайный сервиз.

Наверное, наиболее традиционным подарком учителю являются цветы. Как видно из практики, большинством школьных учителей являются женщины, и большинству женщин нравится получать в подарок цветы. Так, при окончании девятого класса мы дарили всем преподавателям цветы (по одной розе) и своему классному руководителю - большой букет роз и коробку конфет. При окончании одиннадцатого класса мы дарили цветы каждому преподавателю. Подарки учителям преподносились от имени всего нашего класса. Своему классному руководителю мы купили огромный букет алых роз, а остальным преподавателям дарили по три гвоздики. Помимо цветов мы постарались выбрать оригинальные подарки для учителей. Эти подарки преподносились на концерте, посвященном нашему выпуску, и сопровождались стихами и шутками. Так, например, преподавателю алгебры и геометрии мы подарили калькулятор, преподавателю географии - глобус, физики - весы, преподавателю истории - набор оловянных солдатиков, учителям физической культуры (ее у нас преподавали мужчина и женщина) мы подарили гири и скакалку, преподавателю русского языка и литературы - азбуку.

От этих подарков отличались, главным образом по стоимости, подарки директору школы и классному руководителю. Директору, как человеку, имеющему дело с бумагами и письменной работой, мы выбрали в подарок кожаный органайзер. Он выглядел, как очень престижный и дорогой подарок. Своему классному руководителю мы подарили набор посуды и чайник Tefal.

На тему подарков я решила провести интервью с преподавателем педагогического колледжа №2 и Педагогического института.

Интервьюер: Павлова Елена Респондент: Фомина Н.Р., преподаватель. Дата проведения: 14 апреля 2002г. Время проведения: 17.00 - 17.25. - Надежда Рюриковна, можно узнать, где Вы сейчас преподаете?
- Я сейчас преподаю в Пед. колледже N2 и в Педагогическом институте.
- Я бы хотела поговорить с Вами о подарках учителям. Скажите пожалуйста какие подарки обычно дарят студенты?
- Обычно дарят цветы, конфеты - коробку, когда они доступные по цене. Такие традиционные подарки. Ну, в основном - цветы. На последний звонок, на выпускной.
- Ну, вообще приятно, когда студенты дарят подарки?
- Мне лично - не очень.
- Почему?
- Ну, я же знаю, что студенты в основном - народ бедный, да и подарки бывают иногда из корыстных целей.
- А если, в общем, брать подарки студентов, учеников, то какие подарки нравятся больше?
- Больше нравятся подарки, сделанные своими руками, подарки, которые стоят дешево, но они от души сделаны или подарены. Например, помнится такой подарок: как-то девочки на последнем звонке подарили свои последние сочинения, которые они написали. Это вот набор открыточек они скрепили вместе, и получилось так, как книжечка с пожеланиями, благодарностью. Вот, конечно, такие подарки больше ценятся. Мне так кажется. Наиболее ценное до сих пор у меня хранится. Если чашку подарят, например, может разбиться. Ну, кувшин тоже. Сколько можно кувшинов иметь, ну, ваз там иметь и прочее. А здесь вот, в общем-то, те слова благодарности, которые всегда останутся со мной в моей душе. Ну, и понравилось как-то мне то, что совершенно неожиданно студенты поздравили меня с днем рождения. Я пришла на урок - это был обычный рабочий день, захожу в класс - они стоят в два ряда, каждый с цветочком (тогда они стоили дешево - было доступно) и поздравили. И помню еще... Я же в первое время работала в школе, и вот когда я уже перешла на другую работу, моя бывшая ученица поздравила меня через радио.
- То есть Вам такие оригинальные подарки больше нравятся, да?
- Да.
- А были ли такие подарки, которые не понравились?
- Ну, какие подарки не нравятся? Те подарки, которые преподносятся для того, чтобы задобрить на экзамене, чтобы лучше оценку поставила, то есть это сразу видно. У меня такое было, ну, может пару раз. Да и не хочется об этом вспоминать.
- А есть ли такое желание, чтобы подарили какой-нибудь подарок из практических соображений?
- Да нет, нет такого желания. Я даже наоборот говорю, что у меня все есть, что мне ничего не надо. Главное, чтобы твои ученики при встрече с тобой не опускали головы и не переходили на другую улицу. Главное, чтобы они с удовольствием встречали. Кстати, в субботу у нас был вечер с выпускниками моим первыми. Значит, 25 лет уже прошло. Я как пришла на работу, сразу взяла классное руководство, два года я у них всего вела, но, в общем-то, сумела, - я так поняла из их разговора, сумела все-таки сплотить, объединить класс и они встречаются. Вот это главный подарок для учителя - чтобы люди стали личностями, чтобы они вспоминали изредка хорошими словами. Вот, очень часто передают наши студенты приветы. От лучших учеников это, конечно особенно приятно. Вот это главный подарок. Все остальное, материальное, не создает такого чувства. Главный подарок - чтобы ученики твое дело продолжили, чтобы они тебя помнили, чтобы ты хоть что-то, какой-то след, оставил в душе.
- А о других преподавателях Вы бы могли сказать что-нибудь? Как они относятся к подаркам?
- Ну, некоторые очень любят подарки, даже жизни своей без них не представляют и с удовольствием принимают всякие подарки. Бывают и такие педагоги, которые, в общем-то, не принимают никаких подарков и могут даже в очень резкой форме отказать. Ну, есть и такие педагоги, которые думают как я. Все-таки эта профессия, ну, когда ты ощущаешь себя педагогом, она требует какого-то бескорыстия. И естественно там подарков и не ждешь. Я никогда их не жду и, слава Богу, что так получилось в жизни. И когда не поощряешь сама, они нормально воспринимают.
- Ну, а какое-то пожелание студентам на этот счет можете сказать?
- Студентам вообще?
- Да.
- Ну, я думаю главное, чтобы это было от души и не ради того, чтобы сдать экзамен.
- В бескорыстных целях, да?
- Да, потому что педагог это очень прекрасно видит - с какой целью ему дарят, и, в общем-то, все равно осадок определенный остается в душе. А когда это в такой ситуации, когда ты не зависишь от этого человека и даришь ему что-нибудь доступное, я считаю, это вот нормально. Это уже твое право. Я, конечно, не буду швырять в лицо, как некоторые, я знаю, делают. Мне, например, очень неловко, честно говоря. Я знаю, что есть такая мода, особенно у заочного отделения, подарки перед экзаменами дарить. Я сразу говорю, что мне нужны ваши знания. Я хочу, чтобы ты что-то знали. А подарки, подарки для чего? Я понимаю там на день рождения, какой-нибудь другой праздник, а просто так... зачем?
- Спасибо Вам большое за интересную беседу.
- Спасибо, что пришли. Приходите еще.

Павлова Елена