В наше время дарить подарки актерам почему-то не принято. Нет, знакомым - пожалуйста. А тем, кого видишь исключительно на сцене - нет. Вот Якубовичу везут со всей страны соленья-варенья, расписные ложки и водку местного разлива. Артистам эстрады поклонники систематически дарят плюшевых медведей и зайцев, так что сладкоголосые "нанайцы" уже и не знают, где размещать очередную партию "белых и пушистых" подношений. Среди зрителей драматических театров дело дарения обставлено скудно. Ну, в лучшем случае преподнесут актерам в конце спектакля несколько цветков - и все.

В веке 19-м публика в театрах была куда менее сдержана в проявлении чувств. Даже цветы дарили иначе, это были не жалкие три гвоздички, отнюдь. Как вспоминает в своих мемуарах провинциальный актер В. Кригер "бесчисленные цветочные подношения скрывали поддерживающих их людей", "через партер к рампе передавались грандиозные корзины различного вида - с бьющими фонтанчиками, с римскими свечами, корзины сооруженные в виде лебедей, лодочек, замков". А во время бенефисных спектаклей среди театралов существовал обычай в антракте собирать деньги по подписке и в складчину покупать любимым актерам - ювелирные изделия, цветы, лавровые венки, которые иногда продавались прямо в фойе театра. Блиставшие в начале 19- го века трагические актрисы Александра Колосова и Екатерина Семенова получали от своих московских поклонников бриллиантовые диадемы. А Колосова была даже удостоена подарка самого князя Долгорукого – он преподнес ей шаль. "Звезда" Александринки 70-90 -ых годов 19 века Савина с теплотой вспоминала о подарках "доброй публики", среди которых были и такие ценные, как бриллиантовая брошь в виде лиры и серебряный венок с надписью "Дорогой нашей любимице". А уже упоминавшийся Кригер получил как-то от воспитанников ... духовный семинарии исписанный трогательными надписями альбом в плюшевом переплете с серебряной лирой. (Уникальность подарка состояла в том, что в 19 веке не то что семинаристам, даже гимназистам запрещалось посещать театр без соответствующего разрешения начальства).

Не зазорным в то время считалось дарить актерам и деньги. Среди подарков мог оказаться поднос с банковскими билетами или набитая золотыми копилка. Случалось, темпераментная провинциальная публика бросала на сцену серебряные рубли прямо во время действия, а в столичном императорском театре на спектакле "Пожарский" чиновник в потертой шинели с криком "возьмите мои последние 75 рублей!" кинул к ногам актера Яковлева тощий бумажник.

Каждый старался одарить любимых актеров в меру своего достатка и фантазии. Перед сценой были равны все – и студент, и бедный чиновник, и провинциальный купец, и представители интеллектуальной элиты того времени – литераторы. Николай Гнедич, знаменитый переводчик "Илиады" Гомера, был восторженным почитателем таланта молодой Катерины Семеновой. Ценитель всего прекрасного, Гнедич был недоволен репертуаром актрисы, который составляли в основном несовершенные пьесы Озерова и Глинки. Специально для своей любимицы Гнедич занялся переводом шекспировского "Короля Лира", получившего в этой переделке название "Леар". Пьесу переводчик сопроводил восторженным адресом Семеновой:

Прими, Корделия, Леара своего.
Он твой, твои дары украсили его…

Любовь литераторов заслужила другая актриса Александринского театра – Мария Савина. Увидев Савину в спектакле по пьесе И. Шпажинского "Майорша", Тургенев тут же отправился в книжный магазин и купил ей в подарок собрание своих сочинений. Он бросил книги на рояль со словами: "Вот вам на память об удовольствии, которое вы мне доставили. Какой у вас большой талант и как хорошо вы поняли эту роль!" Другому подарку Тургенева – линованной тетради с замочком в синем переплете – потомки обязаны появлением книги воспоминаний актрисы. Очень дорожила Савина подарком Ивана Гончарова – томом "Обыкновенной истории" с надписью на титульном листе: "Славной артистке, очаровательной женщине и милой, доброй приятельнице Марье Гавриловне сердечное приношение от старичка автора на доброе о нем воспоминание".

А что же теперь? Почему все изменилось? Почему не передают гастролерам из зала хлеб-соль на резных подносах, почему не преподносят артисткам бриллиантов? Мне лично приходилось знать людей, зрителей со стажем, неоднократно намеревавшихся одарить своих любимых актеров, но так и не воплотивших в жизнь свои намерения. От того что – не принято, не удобно, не ловко… Да что вы, перестаньте. Не надо уносить из театра заранее приготовленные, но так и не попавшие по адресу, подарки. Садитесь! Здесь вам рады! Ради вас все и затевалось! Себя вы можете почувствовать свободно! Кричите "браво!", дарите цветы, не спешите занять очередь в гардероб – аплодируйте! Вы сюда пришли – и здесь вам два, три, или четыре часа дарили свою энергию, свой талант – это так естественно, так просто, что вам хочется что-то подарить им – актёрам! Не стесняйтесь! Следуйте своим порывам, возобновляйте старые обычаи и придумывайте новые…

В.Черемухина