В 18-19 веках большую известность приобрел ростовский центр живописи по эмалям. Такой вид живописи принято называть финифтью.

До середины 19 века ростовский центр изготовлял предметы церковного обихода. Затем перешел на светские портретные миниатюры. С 60-х годов 20 века появляются женские украшения – серьги, кулоны, браслеты, кольца, ожерелья, заколки.

Современная ростовская живописная эмаль образует две группы. Одна из них основана на пунктирной эмалевой росписи, приближенной к росписи по фарфору, живописи на жостовских подносах. Для нее характерны тщательная моделировка формы, светотеневое решение, плавные тональные переходы, мягкость цветовых сочетаний.

Другая группа исходит из северных русских росписей Великого Устюга и Сольвычегодска. В основе этой росписи лежат ярко выраженные кистевые приемы. Яркая, акварельно прозрачная подцветка акцентирует внимание на основных центрах композиции, придает изделиям праздничный, нарядный вид.

Ростовскую финифть можно узнать по цветочным мотивам, пейзажам. Сочность, яркость красок, хорошо гармонирующих с поверхностью металлического обрамления – светлосеребряного, оксидированого, позолоченного.

Чаще всего ростовскую финифть покупают женихи в подарок своим невестам, а также любящие папаши - дочерям. Среди ювелирных украшений особенно популярны кулоны. К сожалению, среди иностранцев наша финифть совсем не известна.

Юлия Усачева, журналист