Чаще всего мы выбираем детям игрушки так, словно собираемся играть в
них сами. Во времена нашего детства выбор игрушек был гораздо
скромнее, и теперь нас тянет ко всем этим разноцветным чудесам.
Хватаем то, что кажется нам самым оригинальным и ярким, и мчимся
осчастливливать ребенка. Или покупаем то, о чем мечтает наше
неразумное чадо, насмотревшись рекламы и жутковатых мультиков. Барби,
например, или милейшего "человека-паука". И отмахиваемся от мыслей
о том, что ничему хорошему такая игрушка не научит.
Итак, выбор игрушки - серьезнейшее дело. Игрушка -
культурное орудие ребенка, она символизирует те или иные стороны
человеческих отношений. Вот требования, которым обязательно должна
отвечать каждая игрушка:
Медицинские и экологические требования. Обратите внимание
на то, из чего сделана игрушка. Нет ли в ней вредных материалов и
ядовитых красок? Малыш обязательно захочет попробовать ее на вкус, да
и дети постарше часто целуют игрушки и берут их с собой в постель.
Педагогические требования. Заводная игрушка позабавит
ребенка, пирамидка поможет выработать терпение и координацию
движений, мяч укрепит физически. А теперь подумайте: чему научит
вашего сына его вожделенный "человек-паук", или трансформер, или
какой-нибудь "вампир"? Или дочку - сверхсексуальная Барби?
Психологические и нравственные требования. Какие чувства
вызовет новая игрушка у ребенка - нежность или агрессию, желание
заботиться или стрелять по ней из пистолета? Очень полезны игрушки, в
которые можно играть нескольким детям одновременно, - настольные и
спортивные игры или, например, конструктор. Такие игры развивают у
детей умение сотрудничать.
Эстетические требования. Будет ли ваш подарок
способствовать развитию у ребенка чувства прекрасного или выработает
дурной вкус? Гораздо лучше подарить ребенку рукотворную игрушку, чем
сделанную на фабрике.
И помните: самая восхитительная, сказочная игрушка не заменит ребенку
общения с вами…
Ольга Надпорожская, журналист
(с использованием материалов книги В. Абраменковой "Игры наших детей:
забава или пагуба?")