"Что дарить???" - почтовая рассылка Академии Подарка

 8 сентября 2004 г. 
Грамматика подарка

Получая подарок, мы часто воспринимаем его как проявление подлинности и глубины чувств того, кто его нам дарит. (Или как свидетельство их отсутствия).

Вручая подарок, мы зачастую подвергаемся тесту на подлинность и глубину наших чувств к тому, кого одаряем. И тут нет простых путей - высокая стоимость подарка не гарантирует успеха.

По-видимому, в наших априорных представлениях о подарке заложено, что подарок выражает, символизирует наши чувства.

По-видимому, предполагается, что в процессе придумывания и выбора подарка глубокие чувства должны вдохновлять на творческие порывы, рождать идеи, подсказывать верные решения.

По-видимому, так оно и есть. Хороший подарок - как стих, рождается именно тогда, когда человек переполнен сильными чувствами. Дай Бог вам это испытать.

Достаточно ли одного вдохновения для написания стиха? Как правило - да. Но пара грамматических ошибок превратит откровение в посмешище.

Грамматике языка учат в школе. А кто может научить грамматике Подарка?

В.С.


Всем привет! Это Катерина. 8 сентября отмечается Международный день грамотности. Праздник был организован ЮНЕСКО с целью распространения грамотности среди населения всего мира.

"Большой энциклопедический словарь" так определяет грамотность:

"ГРАМОТНОСТЬ - определенная степень владения навыками чтения, письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка. Применительно к характеристике населения - один из базовых показателей его социально-культурного развития".

Это о языке. И далее:

"Конкретное содержание понятия грамотности исторически изменчиво, имеет тенденцию к расширению с ростом общественных требований к развитию индивида: от элементарных умений читать, писать, считать - к владению некоторым комплексом различных общественно необходимых знаний и навыков, позволяющих человеку сознательно участвовать в социальных процессах (т. н. функциональная грамотность)".

А вот это уже о нас. Главная функция подарка, как утверждает социолог В.И.Ильин, поддержание социальных сетей: семья, родственники, друзья, коллеги. Это и есть та самая функциональная грамотность, совершенно необходимая в современном обществе.

Грамматика языка не говорит нам, что писать. Она говорит, как нельзя писать. Сегодня обсуждаем те ошибки в подарочной грамматике, которые нельзя делать.

Разговор о грамотности начнем с обращения к классикам. Признанный мировой авторитет подарочного этикета - американская писательница Эмили Пост.


Этикет от Эмили Пост (фрагменты)

Преподнесение подарков, требующих постоянной заботы, людям, которые не готовы ее оказывать, нередко может закончиться настоящей трагедией. Прежде всего, это относится к певчим птицам, аквариумным рыбкам и другим домашним животным. Самого благожелательного друга семьи, который решит подарить котенка или щенка ребенку, не посоветовавшись предварительно с его родителями, очень скоро перестанут приглашать в дом...

***

В каждом магазине подарков обязательно найдется что-нибудь в высшей степени громоздкое и нелепое. Перед тем как покупать такую вещь кому-нибудь в подарок, задумайтесь над тем, что будет делать с ней человек, которому ее подарят, найдется ли в доме место, чтобы ее поставить? Если ответа на эти вопросы вы не найдете, не тратьте деньги попусту...

***

Иногда люди приобретают привычку обмениваться подарками с родственниками или друзьями и не могут вовремя остановиться даже в том случае, когда отношения между ними изменились, и такой обмен теряет всякий смысл. На это я могу сказать только одно: "Будьте искренни"...

***

Подарки, сделанные с претензией или не соответствующие финансовым возможностям дарителя, свидетельствуют, прежде всего, о его дурном вкусе. Если ваш дар непосилен для вашего бюджета или не соответствует стилю жизни того, кому он предназначен, никто не получит от подарка удовольствия...


Полные материалы по этикету - на сайте Академии Подарка.

Стоимость подарка - пресловутый вопрос, который должен быть тщательно обдуман, прежде чем приступить к выбору подарка.


Подарки: социальное масштабирование и асимметрия

Цена подарка - отнюдь не только функция материального благосостояния и щедрости (либо скаредности) дарителя.

Подарка не бывает без последствий. Как минимум, возникает обязанность ответного дара. Следует учитывать, что даже если вы искренне не ожидаете, не предполагаете и не желаете ответного подарка, тем не менее, подарок, не "отдаренный" по любым объективным или субъективным, уважительным или неуважительным причинам, создает психологический дискомфорт у любого нормального человека. Учитывайте это и умерьте свою щедрость, если она может привести к подобной ситуации.

Последствия слишком дорогого подарка могут быть разными: непомерные усилия для того, чтобы сделать соответствующий встречный подарок, разлад в семье "одаренного", психологический дискомфорт, молчаливое сворачивание отношений. Слишком дорогой подарок некоторых ситуациях может быть воспринят как оскорбление.

Подарок слишком дешевый, не соответствующий ситуации, статусу сторон, говорит либо об откровенной скаредности, либо о пренебрежении и невнимательности.

Есть случаи, когда встречный подарок принципиально не требуется. Например, в ситуации, когда группа коллег делает совместный подарок сослуживцу, либо подарок делается от имени фирмы. Но и здесь цена подарка имеет очень большое значение. Опросы показывают, что в большинстве случаев человек спокойно отнесется и к ординарному подарку, но болезненно воспримет, если по непонятным ему мотивам другой коллега получит не эквивалентный, более дорогой подарок.

Как же оценивать эквивалентность подарков? Очевидно, что равная цена не является приемлемым эквивалентом во многих случаях. Интуитивно ясно, что адекватные с социальной точки зрения подарки молодому, недавно поступившему на работу сотруднику, и авторитетному ведущему специалисту должны отличаться по цене.

По-видимому, если в коллективе не сложились какие-то собственные всеми признанные традиции и критерии подбора подарков, целесообразно применять социальное масштабирование. Имеется в виду, что стоимости подарков в коллективе должны быть эквивалентны некоему, поддающемуся хотя бы ориентировочной оценке социальному статусу сотрудников. В простейшем случае мерой такого статуса является заработная плата. Это тот статус, та мера материального неравенства, с которыми сотрудник, так или иначе, согласился при приеме на работу. Использование заработной платы как базы для оценки стоимости подарка позволяет избежать тех болезненных ситуаций, когда подарок на службе воспринимается как способ сведения счетов, демонстрации негативного отношения начальства или, наоборот, выделения "фаворитов".

Представляется разумным и в случае обмена частными подарками между людьми разной материальной обеспеченности, использовать такой же метод социального масштабирования. Если, по вашей оценке, полученный вами подарок обошелся дарителю, скажем, в 3% его месячного дохода, то ваш ответный подарок ценой в соответствующую долю вашего дохода можно считать вполне эквивалентным.

Если кто-то болезненно воспринимает свое материальное положение и хочет выглядеть более обеспеченным, чем есть на самом деле, то платой за это удовольствие будет неадекватная цена подарков. Но это уже вопрос личного диагноза.

В.С.


Поиск идеи подарка следует начинать с решения дилеммы, хорошо описанной в русской поговорке: "У каждого свое горе, у кого - щи жидки, у кого - жемчуг мелок". Ошибки в этом отношении приведут к подаркам весьма неуместным.

Но в зависимости от характера человека, нужно учитывать и классическую формулу Василия Аксенова, которая звучит примерно так: "Мы можем жить без необходимого, но не можем без лишнего". Не забываем, что вторая функция подарка по В.И.Ильину, - разрыв повседневности. Иногда это важнее скороварки.


Сакраментальный вопрос: Что надо учесть при выборе подарка? Единственно возможный ответ: Все! Пол, возраст, социальное положение, состояние здоровья, повод, место и время дарения, стиль жизни, хобби, интерьер кабинета или жилища, вероисповедание, традиции, взаимоотношения, что дарили раньше, что подарят другие и т.д. и т.п. Остановимся на некоторых факторах, влияющих на выбор подарка.

1. Пол.

Любая вещь в определенной ситуации может стать хорошим подарком. Но есть вещи, которые в большинстве случаев являются рискованными подарками.

Для женщин это:

  • Нижнее белье
  • Средства личной гигиены (Подробности можно прочитать в статье "Как сделать подарок девушке и не получить "по жбану"".)
  • Средства для похудения
  • Духи, косметика
  • Одежда, обувь
  • Алкогольные напитки, аксессуары для курения
  • Громоздкие, тяжелые подарки
  • Кухонная утварь (сковорода, средство для мытья посуды, суперщетка)
  • Искусственные цветы
Для мужчин:
  • Галстук
  • Носки, нижнее белье
  • Плюшевые игрушки
  • Запонки, заколка для галстука
  • Инструменты (дрель, молоток, ящик гвоздей)
  • Сладости, конфеты, шоколад
  • Цветы нежных тонов
2. Возраст.

Вот что не любят подростки:

  • Подарки "не по возрасту" ("Какой ты все-таки ребенок!")
  • Гиппоалергенная косметика
  • Одежда
  • Книги, учебники, энциклопедии
  • Школьные принадлежности
  • Вещи исключительно сувенирного, декоративного назначения
3. Религиозность и вероисповедание. Многие сувенирные поделки имеют языческие корни, и подобный подарок для религиозного человека может быть достаточно неприятен.

Православному не стоит дарить изображения божков, бесов, бесовские маски, инорелигиозные символы. Иконы и крестики следует дарить либо христианам, либо тем, кто готовится к Крещению.

Мусульманину нельзя дарить алкогольные напитки, изделия из свиной кожи. Не протягивайте подарок левой рукой, т. к. она считается "нечистой". Так можно нанести оскорбление.

4. Повод.

На свадьбу не следует дарить подарок в сугубо личное пользование только жениха или только невесты. Свадьба - не персональный праздник, она символизирует объединение судеб, жизней, и свадебный подарок должен это подчеркивать.

Осторожно! Окрашено!

Перечислим некоторые подарки, которые нельзя дарить никому.

  • Животные. (Исключение: животное дарится по договоренности с будущим хозяином.)
  • Пиротехника. (Качество пиротехники вызывает большие сомнения, и Академия Подарка не рекомендует использовать ее в качестве подарка.)
  • Лекарственные препараты, предметы, которые ассоциируются с болезнью (например, градусник для измерения температуры).
  • Вещи, бывшие в употреблении.
Есть еще одно неписанное правило: книгу может подписывать только ее автор. Поэтому, если вам очень хочется сделать дарственную надпись на дарственной книге, купите (или сделайте сами) красивую закладку и на ней напишите ваши поздравления и пожелания.

Будьте осторожны при выборе подарка суеверному человеку. Многие сочтут плохой приметой такие подарки: носки, ножи, вилки (к ссоре или будут острые отношения), пустой бумажник (не будет денег), часы, зеркало, одну чашку (не с кем будет чаю попить), носовые платки (к слезам), искусственные цветы, обувь (кому подаришь обувь, тот в ней от тебя и уйдет).

Запрещенные фразы при вручении подарка

"Ах, как бы мне самой пригодился этот набор! Ну, ничего, я уже перестала расстраиваться. Щедро дарю".
"Всю ночь не спала, все думала, что подарю. С утра весь город облетела. Ноги отваливаются от усталости, но как видишь - не зря".
"Прости, что дарю такую мелочь, но не смогла достать ничего другого".
"Прости, но выбора совсем не было. Я понимаю, что цвет оставляет желать лучшего..."
"Дорог не подарок, дорого внимание".
"Скажи по-честному, понравился тебе мой подарок?"
"Это пригодится тебе в будущем".
"Будешь ходить, как все приличные люди".
"Родители лучше знают, что тебе нужно".


И последний совет: соблюдая многочисленные правила выбора подарка, нарушьте какое-нибудь. Но творчески, по-умному!

Если же не получается обуздать строптивую науку, верный ход - обратиться к GiftGuru. Есть там подарки, адекватность которых очень легко оценить.

Оберег "Постучи по дереву" пользуется популярностью в качестве подарка бизнесменам и директорам коммерческих организаций. Это крайне суеверные люди! И понятно: судьбоносные решения, сделки, контракты, ответственность пред сотрудниками, партнерами… Такой подарок покажет, что вы понимаете ту сложнейшую и подчас неуправляемую обстановку, в которой он находится, его трудности и переживания, искренне желаете ему удачи.

Магнитный дартс. Друзьям и родителям, начальнику и сотрудникам, младшему брату и сестре... Всем, всем, всем придется по душе эта азартная, веселая, активная игра!

Приниматель решений. Уместен на рабочем столе руководителя, менеджера, бизнесмена. Поможет творчески подойти к решению хозяйственных вопросов, споров и дискуссий в семье, компании, рабочем коллективе.

Скульптура "Бедный Йорик". Ее можно подарить любому, хоть немного мыслящему человеку: на рабочий стол в офисе, на полку домашней библиотеки. Философский подарок интеллигентного человека интеллигентному человеку. Впрочем... братану тоже можно подарить :-)

Удачи вам в ваших подарочных приключениях!
Ваша Катерина
(katerina@acapod.ru).


Copyright (c) 2000-2004 Академия подарка
URL: http://www.acapod.ru
Email: katerina@acapod.ru