Цена подарка - отнюдь не только функция материального благосостояния и щедрости (либо скаредности) дарителя.

Подарок не бывает без последствий. Как минимум, возникает обязанность ответного дара. Следует учитывать, что даже если вы искренне не ожидаете, не предполагаете и не желаете ответного подарка, тем не менее, подарок, не "отдаренный" по любым объективным или субъективным, уважительным или неуважительным причинам, создает психологический дискомфорт у любого нормального человека. Учитывайте это и умерьте свою щедрость, если она может привести к подобной ситуации.

Последствия слишком дорогого подарка могут быть разными: непомерные усилия для того, чтобы сделать соответствующий встречный подарок, разлад в семье "одаренного", психологический дискомфорт, молчаливое сворачивание отношений. Слишком дорогой подарок некоторых ситуациях может быть воспринят как оскорбление.

Подарок слишком дешевый, не соответствующий ситуации, статусу сторон, говорит либо об откровенной скаредности, либо о пренебрежении и невнимательности.

Есть случаи, когда встречный подарок принципиально не требуется. Например, в ситуации, когда группа коллег делает совместный подарок сослуживцу, либо подарок делается от имени фирмы. Но и здесь цена подарка имеет очень большое значение. Опросы показывают, что в большинстве случаев человек спокойно отнесется и к ординарному подарку, но болезненно воспримет, если по непонятным ему мотивам другой коллега получит не эквивалентный, более дорогой подарок.

Как же оценивать эквивалентность подарков? Очевидно, что равная цена не является приемлемым эквивалентом во многих случаях. Интуитивно ясно, что адекватные с социальной точки зрения подарки молодому, недавно поступившему на работу сотруднику, и авторитетному ведущему специалисту должны отличаться по цене.

По-видимому, если в коллективе не сложились какие-то собственные всеми признанные традиции и критерии подбора подарков, целесообразно применять социальное масштабирование. Имеется в виду, что стоимости подарков в коллективе должны быть эквивалентны некоему, поддающемуся хотя бы ориентировочной оценке социальному статусу сотрудников. В простейшем случае мерой такого статуса является заработная плата. Это тот статус, та мера материального неравенства, с которыми сотрудник, так или иначе, согласился при приеме на работу. Использование заработной платы как базы для оценки стоимости подарка позволяет избежать тех болезненных ситуаций, когда подарок на службе воспринимается как способ сведения счетов, демонстрации негативного отношения начальства или, наоборот, выделения "фаворитов".

Представляется разумным и в случае обмена частными подарками между людьми разной материальной обеспеченности, использовать такой же метод социального масштабирования. Если, по вашей оценке, полученный вами подарок обошелся дарителю, скажем, в 3% его месячного дохода, то ваш ответный подарок ценой в соответствующую долю вашего дохода можно считать вполне эквивалентным.

Если кто-то болезненно воспринимает свое материальное положение и хочет выглядеть более обеспеченным, чем есть на самом деле, то платой за это удовольствие будет неадекватная цена подарков. Но это уже вопрос личного диагноза.

В.С.