Свадьба, вступление в брак – один из самых древних обрядов человеческого рода. Исходя из этого, можем предположить, что именно здесь мы столкнемся с весьма развитыми и достаточно определенными требованиями обычая, т.е. свадьба окажется одной из наиболее жестко ритуализированных сфер человеческого бытия. Так и есть. Даже там, где нет еще и начатков государственности, письменности и развитой материальной культуры (например у австралийских аборигенов или амазонских пигмеев), свадебные обряды уже существуют во всей своей красе и этнографической неповторимости.
Необыкновенно длинная история вопроса предполагает продуманность всех деталей этого важного ритуала. У каждого народа набор этих деталей отличается так, как отличаются друг от друга детские конструкторы, но целое, которое из них предполагается собрать – едино для всех времен, наций и материков: это прочный, счастливый и плодовитый союз мужчины и женщины. Непременной и важной деталью любого свадебного ритуала является дарение подарков.
Причем, если попытаться под этим углом рассмотреть свадьбу как ритуал с богатым этнографическим прошлым, то сразу бросается в глаза следующая ее особенность: подарки на свадьбе дарили не только, а иногда даже и не столько молодоженам. В условленное время и в условленном месте свои дары получали: родители жениха и родители невесты; подруги невесты; друзья жениха; сваха и сваты; братья невесты; приглашенные на свадьбу соседи; вождь племени или государственный чиновник; выполняющие свадебные обряды священники или жрецы; прохожие; нищие и т.д. и т.п.
Эти традиционные подарки часто были весьма замысловатыми и даже забавными. Так, например, в селах Курской губернии в 19 веке мальчик из числа родственников невесты накануне свадьбы привозил в дом жениха и дарил первому встреченному им живую курицу, разукрашенную тряпочками и ленточками (курица- древний символ плодородия и обновления).
Друзья-пермяки перед выездом жениха к невесте дарили ему гостинцы со словами «Прими-ко князь молодой, дорогие подарки» и сопровождали дарение молитвой. Гостинцы состояли из печеной лопатки или куска сырой свинины, причем всегда на куске хлеба. Жених каждому отвечал: «Аминь – твоей молитве», принимал гостинцы обеими руками и клал их сначала себе на голову, потом на стол.
А в некоторых селах Западной Сибири накануне свадьбы свекровь тестю почему-то дарила рубаху и два куска мыла. Эти дары назывались «мыльными».
Одаривание (или «золочение» – во многих русских и украинских губерниях) было важным моментом крестьянского свадебного пира. Как правило, ритуал его был строго разработан. Например, когда невеста раздавала подарки, то деверьям принято было дарить рубахи, свекрови – материал на поневу, дядьям и теткам – холст и ситец, золовкам – платки и ленты. Свекор или свекровь обычно дарили новобрачной шаль или материал на юбку. Гости часто бросали молодым деньги. Во многих украинских селах и по сей день принято дарить всем приезжающим на свадьбу гостям платки и рушники.
Что же касается денег в подарок, то у американцев испанского происхождения (креолов) в 18-19 веках существовал свадебный обычай под названием «денежный танец». Невеста (а точнее, уже молодая жена) выходила танцевать на свадебном пиру, а гости по очереди подходили к ней и булавками прикрепляли бумажные деньги к ее пышному платью. Таким образом, любая свадьба есть традиция, корнями уходящая в глубокую древность. Но, несмотря на это, свадьба – всегда современна. И для самих вступающих в брак, и для их семей, и для приглашенных гостей она остается ярким, эстетическим, в чем-то сакральным и таинственным, но всегда волнующим зрелищем. Ее смысловые функции остались теми же, что и в древности, и, видимо, пребудут таковыми всегда – правовое и общественное санкционирование брака.
Катерина Домогатская