К счастью, в нашей жизни еще остались праздники. Они не то, чтобы "всегда с нами", но иногда (регулярно) встречаются.
Праздники отмечают не только дома, с семьей, или в дружеской компании, но и, так сказать, в рабочей обстановке - на заводе, в НИИ, в конторе, на фирме и т.д. И следовательно, перед руководством вышеупомянутых заведений с приятной регулярностью встает вопрос: как правильно поздравить сотрудников? Что и кому подарить, чтобы и праздник получился, и никто не обиделся?
Раньше все было относительно просто - профсоюз выделял деньги, в пределах выделенной суммы приобретался подарок (подарки), далее следовал торжественно-стандартный акт вручения, и все - разошлись либо по домам, либо по комнатам - пить чай (или не чай).
Теперь у нас, как говорится, плюрализм, и все соответственно усложнилось. В государственных конторах и учреждениях по-прежнему выдают гвоздики и пирожные "от профсоюза". Не верите? Честное слово! В канун Международного женского дня прихожу в свою родную поликлинику на вечерний прием, а у меня на рабочем столе стоит трогательная бумажная тарелочка с цветочком, а на ней - большая такая булка с заварным кремом. И записочка - "Екатерина Вадимовна! Это - от профсоюза, с 8 марта. С уважением, завотделением такая-то". Вкусная была булочка, между прочим.
В частных, коммерческих фирмах ситуация в корне иная. Деньги на всяческие подарки и прочие ликования руководство фирмы достает практически из своего кармана. И делать это, разумеется, не очень-то хочется. Но, с другой стороны, престиж фирмы, единство коллектива, привязанность сотрудника к фирме и все такое прочее... Понятное дело, нужен компромисс. Где же он расположен?
Если праздник "общенародный", вроде Нового Года, 23 февраля или 8 марта, то психологически верным будет следующий ход: сделать акцент не на индивидуальных подарках (они могут быть минимальными или символическими), а на самом праздничном ликовании, включающем в себя стол со всякими вкусностями, речи, смешные сюрпризы, если возможно, даже что-то вроде художественной самодеятельности (конкурс поэтов, смешные сценки, пародии и т.д.). Именно такие праздники запоминаются, сплачивают коллектив, создают ощущение общности сотрудников и руководства, помогают лучше узнать таланты и пристрастия коллег и т.д. и т.п. Собственно же подарки в этом случае могут быть достаточно стандартными, не несущими практически никаких индивидуальных черт - цветы, коробки конфет, сувениры. Их стоимость должна определяться в зависимости от значительности повода и материальных возможностей фирмы.
Послания, которые вкладываются в такие подарки, звучат просто, но
приятно:
Нам хорошо вместе!
Как здорово, что все мы сегодня собрались!
У нас прекрасный коллектив
Забудем все недоразумения
Людям нужны праздники! - эту банальную аксиому знает практически каждый человек. И практически каждый с ней согласен. Но вот весьма тонкий психологический оборот - если для сотрудника фирмы (конторы и т.д.) рабочее место будет ассоциативно связано не только с трудом, напряжением, зарабатыванием на жизнь, но и с идеей отдыха, празднества, своеобразного "коллективного ликования", то привязанность сотрудника к этому самому рабочему месту будет выше. Старые, крупные фирмы давно это знают и вовсю используют. Следует об этом помнить и руководителям фирм молодых и вновь образующихся.
Если сам праздник по определению индивидуален (например, отмечается пятидесятилетие сотрудника, или двадцать лет работы учителя в данной школе), тогда подход к подарку должен быть прямо противоположным - ему (подарку) следует быть максимально индивидуальным, учитывающим пристрастия и увлечения юбиляра. Если юбилей связан с профессиональной деятельностью, то в идею подарка обязательно должна входить символика, напоминающая об этом.
Как правильно выбирать стоимость индивидуального подарка? Должны такие подарки стоить одинаково для всех, или их стоимость должна выбираться в каждом конкретном случае. Если в каждом конкретном случае, то на основе учета всех возможных факторов, или по настроению, или по личному отношению администрации к имениннику?
Одинаковая стоимость символизирует уравниловку и безразличие руководства к сотрудникам. При индивидуальном выборе стоимости подарка всегда начинается "дешифровка" причин высокой или низкой цены, что почти неизбежно ведет к появлению "внутренних напряжений".
Порекомендовать, пожалуй, можно такой подход: взять за основу зарплату сотрудника и стоимость приобретаемых подарков определять как некоторый, примерно одинаковый для всех процент от зарплаты. Сам процент зависит от возможностей фирмы и, в конкретных случаях - от повода (например, следует выделять юбилеи).
Такой подход мотивирован тем, что зарплата олицетворяет некоторый уровень оценки сотрудника администрацией, и с этой оценкой сотрудник в той или иной степени согласен, раз он продолжает работать. Впрочем, стоит иногда и из этого правила делать исключения, щедро награждая сотрудников, сделавших для фирмы нечто важное, результативное, выходящее за рамки их прямых обязанностей. Этим вы покажете, что благодарнсть руководства может быть безграничной, был бы соответствующий повод.
Но даже правильно определив стоимость подарка, не нужно забывать, что подарок - это не столько дополнительное вознаграждение, сколько коммуникационый акт. Должно быть личное обращение руководства к сотруднику, должна быть создана атмосфера праздника.
Тут можно взять пример с американцев, которые просто-таки обожают по любому случаю украшать помещение воздушными шариками, флажками, поздравительными транспарантами и т.д. Человеку всегда приятно ярко (и в прямом смысле тоже) выраженное, направленное лично на него праздничное внимание. Шарики и флажки стоят недорого, но они создают атмосферу праздника, заставляют на время забыть об острых углах межличностных, производственных, финансовых отношений. Если все это сопровождается правильно выбранным, ценным для юбиляра подарком, то праздник запомнится надолго.
Мы вас любим и ценим! - читает растроганный юбиляр послание от коллектива.
А коллектив читает целый "залп" посланий администрации:
Руководство внимательно и заботливо относится к каждому сотруднику
фирмы.
Забудьте о конфликтах, спорах, ссорах и противоречиях. Сначала на
время праздника, потом - навсегда.
Если дела фирмы пойдут лучше, праздники станут веселее, а подарки
- весомее
Катерина Домогатская, психолог