Академия подарка

Иррациональность подарка

Интересные подтверждения нетривиальности и даже иррациональности такого якобы простого и обыденного понятия, как «подарок», удалось найти в статье профессора факультета психологического консультирования МГППИ Анны Борисовны Фенько “Психология денег” на сайте Психология on-line.

Статья А.Б.Фенько – обзор современных зарубежных исследований в области психологии денег. Из интереснейшего в целом обзора наиболее ценным для нас является освещение аспектов иррациональности в роли денег и экономическом поведении человека. При этом подарок является одной из ярчайших форм проявления такой иррациональности. Феномен подарка опровергает, в сущности, все экономические теории, поскольку они построены на постулате рационального поведения экономического агента.

Ниже приводятся фрагменты обзора, относящиеся непосредственно к интересующей нас теме. Курсив – наш.



.........
Открывая для себя деньги как экономический феномен, мы одновременно вновь открываем для себя их мистическую власть и силу, коварство и привлекательность, бесконечные возможности и смертельные опасности, которые несет с собой обладание ими. В отличие от современных экономических теорий, которые благодаря связанной с ними политической полемике оказались на слуху у широкой публики, иррациональные аспекты денег, относящиеся к области психологии, социологии и антропологии, пока не стали объектом внимания даже специалистов.
.........
Деньги являются предметом многих социальных наук: антропологии, экономики, психологии, социологии. Различие в их подходах определяется, главным образом, их отношением к фундаментальному принципу экономической рациональности. Все экономические теории построены на предпосылке рационального поведения экономических агентов. Рациональным же с экономической точки зрения является поведение, обеспечивающее максимизацию дохода. Поэтому такие типы поведения, как добровольный бесплатный труд, благотворительность, подарки, игра в лотерею, рассматриваются как иррациональные.

Постулат экономической рациональности представлен в социальных науках на различных уровнях.

Наиболее строгая формулировка сводится к тому, что люди преследуют почти исключительно экономические интересы и при этом обладают точным знанием и достаточной логикой для того, чтобы сделать рациональный выбор между материальными объектами. Эта теория несостоятельна с теоретической и эмпирической точек зрения.

Вторая версия состоит в том, что люди почти всегда ведут себя рационально по отношению к известной им экономической ситуации, то есть они всегда экономят . Проблема в том, что эта теория не объясняет многие факты, например, традицию дарить подарки.
.........
Социология и антропология также пытаются показать, как социальные силы (культурные нормы, ритуалы, обычаи и законы) вмешиваются в экономическое поведение и заставляют людей поступать нерационально.
.........
Наиболее распространенный взгляд на деньги сводит их простому средству обмена, абсолютно безличному и обыденному. Однако если проанализировать не вполне логичное поведение коллекционеров, дарителей подарков и жертвователей в пользу благотворительных организаций, становится понятным, что деньги несут в себе не только обыденный, но и сакральный смысл, и могут олицетворять собой как добро, так и зло. Этот тайный смысл денег оказывает огромное влияние на наши экономические установки.
.........
Всеобщая эквивалентность денег - это иллюзия: на кровавые деньги покупают совсем не то, что на честно заработанные, а деньги, полученные в дар от короля, - это не то же самое, что выигрыш в лотерею (Wiseman, 1974).

Для современного человека, как и для его далекого предка, деньги таят в себе что-то мистическое. Они способны проникать в наши самые иррациональные и глубинные личностные пласты и пробуждать жадность, ревность, зависть и страх. Большинство людей верит, что многие из их повседневных проблем можно было бы разрешить, если бы у них было достаточно денег.

Белк и Валлендорф (Belk & Wallendorf, 1990) предлагают различать сакральный и профанный смысл денег (сакральный - от латинcкого sacer-священный. Прим.АП). Профанные объекты взаимозаменяемы и оцениваются чисто утилитарно. Сакральные объекты часто не предназначены для функционального использования и не могут обмениваться на обычные объекты. Обмен священных объектов на деньги разрушает их сакральный статус, поскольку подвергает их недопустимому контакту с областью профанного.

В Западных странах деньги слишком профанированы, чтобы использоваться для некоторых особых случаев: за деньги нельзя купить невесту, освобождение от уголовного наказания и (в идеале) политическую должность. Деньги рассматриваются как неподходящий подарок, поскольку представляют собой слишком точную меру любви.

Иудейско-христианская этика относится к деньгам противоречиво: с одной стороны, верующих призывают быть бескорыстными, альтруистичными и аскетичными, а с другой - трудолюбивыми, бережливыми и справедливыми.

Священное и профанное часто смешиваются и меняются местами. По мнению Белка и Валлендорфа, женщины думают о деньгах, как о способе приобретения вещей, а мужчины - как о способе приобретения власти. Поэтому все деньги, с которыми имеют дело женщины, - это профанные деньги, за исключением тех, которые тратятся на личные удовольствия (в последнем случае они олицетворяют зло). Деньги, которыми пользуются мужчины, частично сохраняют свой сакральный характер.

Белк и Валлендорф считают также, что деньги, заработанные трудом, не приносящим внутреннего удовлетворения, являются целиком профанными, а доходы, извлекаемые из любимого дела, воспринимаются как сакральные. Со времен Древней Греции до наших дней предпринимательство, искусство зарабатывания денег, воспринимается как нечто сомнительное. Деятельность буржуа, nouveau riche, менее почетна, чем труд ремесленника и рабочего или богатство аристократа.

Добровольная бесплатная работа священна, а точно такая же работа, выполняемая за деньги, профанна. Для некоторых людей плата за ведение домашнего хозяйства и уход за детьми кажется неприемлемой, поскольку профанирует священный долг. Однако проституция успешно трансформирует сакральный акт в формальный деловой обмен.

Таким образом, - пишет Белк, - деньги, полученные за работу, выполненную со страстью, священны, так же как и деньги, заработанные тяжелым трудом и не сулящие большого богатства. Деньги, приобретенные без труда, рассматриваются как зло и угрожают поработить человека, даже если он пытается использовать их на добрые цели (Belk, 1991).

Рассматривая сакральное использование денег, Белк отмечает, что оно может быть профанировано: например, подарок может терять свою ценность, если человек слишком озабочен его ценой. Механизмы сакрализации обычно участвуют в приобретении подарков и сувениров, в благотворительных пожертвованиях, а также в приобретении ранее сакрализованных объектов. Цель сакрализации - превращение денег в объекты, несущие особый смысл и значение. Трансформация сакрализованных денег обратно в деньги (например, продажа подарка) обычно осуждается. Многие люди отказываются превращать определенные объекты в деньги, предпочитая их дарить. Точно так же люди могут отказываться от денег, предлагаемых за бескорыстную помощь, считая свою помощь подарком.

Belk, R.W. (1991). The ineluctable mysteries of possessions. In Special issue of Journal of Social Behavior and Personality, 6, 17- 55.
Belk, R. and Wallendorf, M. (1990). The sacred meaning of money. Journal of Economic psychology, 11, 35-67.
Wiseman, T. (1974). The Money Motive. London: Hodder & Stoughton.

А.Б.Фенько


Наконец-то мы, кажется, подбираемся к сути. Именно священность, сакральность подарка противопоставляет, отличает его от обычных, профанных вещей. И в зависимости от восприятия сакральный подарок может превратиться в заурядную, профанную сделку, а обычная дружеская помощь – в бесценный дар. Детальное раскрытие этих свойств и является, пожалуй, главной темой для Академии Подарка.

АП


Академия Подарка
Энциклопедия Подарка
ИМ оригинальных подарков "GiftGuru"
Выставка-продажа эксклюзивных подарков
Представительство сувенирной фирмы Philippi
Copyright © 2000-2010
Академия Подарка


email: info@acapod.ru