Данная статья представляет собой попытку обзора и анализа «подаркодарения» в мифологии и литературе Древней Греции и Рима (мы будем рассматривать не всё литературное наследие античности, а только ту его часть, которая тесно сплетена с мифом).

Однако, говоря о классической эпохе, необходимо учитывать некоторые особенности мировосприятия человека античности. Миф был для него не просто занимательной или поучительной сказкой, а абсолютной реальностью, исходя из которой, моделировалось повседневное поведение.

В древнегреческой мифологии тема подарка всплывает с завидной регулярностью, и в большинстве случаев речь идёт о подарках богов. Зачастую такими подарками становятся предметы, обладающие чудесными свойствами.

  • Покрида получает в подарок от богини волшебное копьё – оно всегда попадает в цель и потом возвращается к своему хозяину – и собаку Лайлапа, от которой не мог спастись не один дикий зверь. Благодаря этим дарам она становится непревзойдённой охотницей.

  • Один из многочисленных незаконнорожденных сынов верховного бога громовержца Зевса, Амфион, получает от Апполона в подарок златостунную кифару. Амфион с таким искусством играет на ней, что при звуках его игры пускаются в пляс даже деревья и скалы.

  • Герой Персей, тоже получает от богов множество даров. Нимфы дарят Персею волшебные сандалии, благодаря которым он может передвигаться по воздуху со скоростью ветра, и сумку, которая может принимать размер предмета, который в ней лежит. Бог Гермес дарит ему изогнутый меч, столь острый, что даже камень разрезает как масло. Богиня Афина дарит ему твёрдый и блестящий подобно зеркалу щит.

  • Пелею боги дарят чудесный меч, который делает его непобедимым.

    Подобные подарки можно разделить на два вида.

    Первый вид подарков предоставляет одариваемым смертным возможность, воспользовавшись дарами богов они могут сделать что-либо самостоятельно. Например, как бы ни чудесны были полученные Персеем щит и меч, но они были бы совершенно бесполезны в слабых и неумелых руках, и победить медузу горгону Персею удалось благодаря не только божественному оружию, но и своей ловкости и силе. Златострунная кифара Амфиона тоже не звучала бы так божественно, если бы Амфион не овладел искусством игры на подаренном Аполлоном музыкальном инструменте.

    Второй вид подарков не требует от одариваемых приложения собственных усилий. Подаренное Покриде волшебное копьё будет попадать в цель без промаха вне зависимости от того, кто его бросит. Меч Пелея не только остр и крепок – он даёт стопроцентную гарантию легкой победы.

    Если на первый взгляд может показаться, что подарки второго вида «лучше», богаче, чудесней, то при более внимательном прочтении мифов становится очевидно, что больше пользы своим владельцам приносят подарки, подталкивающие к реализации собственных способностей. Предметы же наделённые силой действовать сами по себе, способны не только осчастливить обладателей подобного дара, но и таят в себе потенциальную опасность. Так Пелей, владея волшебным мечом, привык считать себя непобедимым и ничего не боятся, но, потеряв подарок богов, оказался совершенно беззащитным перед кровожадными кентаврами, и наверняка погиб бы, если бы не подоспевшая вовремя божественная помощь. А чудесное копьё Покриды стало смертельно опасным для бывшей владелицы, попав в чужие руки. Возможность подобного поворота событий несёт в себе двойной смысл. Во-первых, утверждается необходимость бережного отношения к подарку – дар следует хранить, помнить обстоятельства его получения, и ни в коем случае не передавать третьим лицам. Во-вторых, приводит к выводу, что, по мнению эллинов (самоназвание древних греков), более дорог и ценен подарок, подталкивающий одариваемого к развитию каких-либо собственных качеств (не хлеб, а плуг; не мясо, а лук или стрелы; не платье, а веретено). Это касается не только божественных подарков, но и тех, которые люди делают друг другу: так, если верить мифу, самым дорогим подарком герою Беллерофонту была данная ликийцами плодородная земля.

    Античных мифах (так же, как и в фольклоре практически любого народа) встречается ситуация, когда смертный может сам испросить у богов подарок, и тут главное – не ошибиться.

  • Великий кипрский художник Пигмалион молил богиню любви Афродиту, чтобы она подарила ему жену столь же прекрасную, как созданное им изваяние молодой женщины. Богиня исполнила его просьбу и оживила статую.

  • Дионис предложил царю Мидасу выбрать любой дар, какой он только не пожелает. Мидас попросил, чтобы всё к чему он прикоснётся превращалось в чистое блестящее золото. И бог Дионис наделил его этим волшебным свойством.

    Но, при всём сюжетном сходстве этих двух легенд, заканчиваются они совершенно по-разному: Пигмалион обретает счастье в браке, а Мидас едва не гибнет от голода, т.к. вся пища в его руках обращается в золотые безделушки. То есть выбор подарка оборачивается выбором судьбы.

    Но подарки богов не всегда невиданны и волшебны, иногда такими подарками становятся предметы для эллинов привычные, обиходные.

    Например, титан Прометей дарит смертным огонь. А бог Дионис подарил чтившему его смертному по имени Икарий виноградную лозу. Таким образом, для человека античного мира любое благо – плоды матери-земли Геи, виноград, огонь, дождь и солнечный свет – в какой-то степени было подарком богов, ибо давалось каждому от рождения, незаслуженно и бесплатно.

    Это подводит нас к пониманию ещё одного аспекта «подаркоделания» в античной мифологии. Почему боги щедро одаряют смертных, а люди не пытаются хоть что-нибудь подарить в ответ? Причина в том, что для того чтобы дарить надо владеть, дарение – это не только проявление благосклонности, но и знак – власти. Таким образом, одаряя кого-либо, мы показываем своё могущество и таким образом приобретаем какую-то власть над ним. Поэтому люди одаривать богов – не могут, это было бы неслыханной дерзостью. Не случайно в «Никомаховой этике» Аристотель говорит, что затраты на подарки придают человеку «великолепие», даже если и не являются таковыми с точки зрения денежной стоимости: «красивый мяч или лекиф, конечно, обладает великолепием как подарок ребенку, но цена [этого подарка] ничтожная и скупая». В поздней античности подарки для придания себе богоподобия использовали Римские Императоры, а вслед за ними и другие граждане Рима. В литературе это нашло отражение в «Сатириконе» Петрония Арбитра, где вольноотпущенник Тримальхион, щедро одаряет даже случайных знакомых, стремясь своим поведением придать себе «значимость» и «великолепие».

    Виктория Черёмухина