Анна Колобова,
филолог-литературовед,
44 года

«В детстве я очень рано перестала интересоваться игрушками и полюбила читать. И поэтому больше всего радовалась, когда мне дарили книги. Но, к сожалению, моя многочисленная родня никак не могла уяснить этого простого факта. Мне дарили плюшевых зайцев, кукольную мебель, кукол и наряды для них, а однажды бабушка подарила мне дефицитный немецкий детский чайный сервиз из настоящего фарфора! Там были и крохотные чашечки с оранжевыми цветочками на боках, и маленький кофейник, и блюдца… О таком подарке любая советская девочка могла только мечтать, но только не я.

Со временем я научилась угадывать о содержимом подарка по упаковке. Если улыбающаяся в предвкушении родственница протягивала мне объёмистый пакет, значит – мне предстояло разыгрывать наивный детский восторг перед очередной не нужной мне игрушкой. Если же мне вручали маленький и твёрдый неказистый свёрток, сердце трепетало от предвкушения – книга!

И вот, когда мне было семь лет, ко мне в руки попала книга Волкова «Волшебник изумрудного города», «римейк» знаменитой сказки Баума. Можно спорить о художественных достоинствах этого произведения, но тогда я считала его гениальным. Я читала и перечитывала историю о приключениях маленькой американской девочки, хранила книжку под подушкой, сопереживала героям и, конечно же, хотела узнать об их дальнейшей судьбе и прочесть продолжение «Урфин Джус и его деревянные солдаты». Увы, этой книжки у меня не было, а в школьной библиотеке единственный экземпляр хронически находился на руках. Как мне хотелось эту книжку! Хотя бы прочесть! А ещё лучше заиметь свою – не изляпанную чужими пальцами, без лиловых расплывающихся печатей на страницах, без тайного цифрового шифра на корешке – о, да, это было бы счастьем. И, конечно, я поделилась своей мечтой с отцом – но только что он мог сделать. Это сейчас любую книжку можно без труда приобрести на многочисленных книжных развалах, а в те далёкие советские времена… Надо было сдавать пуды макулатуры, подписываться на издания за год, приходить к магазину ещё вечером и с такими же, как ты, книголюбами стоять в очереди до утра… Но всё-таки папа пообещал что, постарается что-нибудь придумать.

А потом наступил мой день рождения. Утром меня чмокнула в щёку мама, проорала в ухо «Пра – здра – вляю!» сестра, но подарка так и не вручили. Торт со свечками, визиты многочисленных тётушек и бабушек откладывались на ближайший выходной, а этот день был обыкновенный, школьный, будний. Только вечером, когда папа вернулся с работы, мама поставила на стол ароматный кекс с изюмом, и родители, таинственно переглянувшись, сказали, пойди, посмотри там, на кровати твой подарок. Я вошла в комнату, на кровати стоял большой полиэтиленовый пакет, перевязанный сверху капроновым бантом. Мне на глаза чуть не навернулись слёзы разочарования – от мамы и папы я не ожидала подобного подвоха, уж они-то прекрасно знали о моих предпочтениях и обычно им следовали. Но я всё же развязала капроновую ленту и увидела, что в пакете лежат ... четыре книги моего любимого автора - «Урфин Джус и его солдаты», «Семь подземных королей», «Огненный бог марранов» и «Желтый туман»! Этот подарок был самым чудесным за всю мою восьмилетнюю жизнь».