Воинственные викинги были грозой всей Европы, и подарков соседям не дарили, наоборот – во время разбойничьих набегов отнимали последнее. Да и между собой норманны не ладили, зачастую грабя более удачливых соплеменников. И, казалось бы, тема подарка должна была быть для скандинавов не интересна и не актуальна. Однако, обратившись к источникам, донесшим до нас мифы и предания древних скандинавов, мы увидим, что подарки в них удостаиваются не только упоминания, но и достаточно подробного разговора.

В «Старшей Эдде» - сборнике поэтических религиозных песен, о подарках говориться в «Речах Высокого». Высокий – одно из имён Одина, верховного бога норманнской мифологии. Один бог-демиург, бог-странник, бог-философ, изобретатель поэзии. В своих речах Один поучает смертных, даёт им свой завет, список жизненных правил. Одно из них – заповедь о дарах для друзей. Дружба не может жить только памятью о прошлом, и нуждается в постоянном подкреплении – частых встречах, взаимной откровенности и подарках.

«Если дружбу ведешь
и в друге уверен
и добра ждешь от друга,-
открывай ему душу,
дары приноси,
навещай его часто
».

Подарок в данном контексте можно трактовать двояко. С одной стороны, одаряя человека, ты подкупаешь его, питаешь его чувства к себе:

«Оружье друзьям
и одежду дари –
то тешит их взоры;
друзей одаряя,
ты дружбу крепишь,
коль судьба благосклонна
».

С другой – всего лишь исполняешь свой долг дружбы, поддерживаешь мировую справедливость:

«Надобно в дружбе
верным быть другу,
одарять за подарки;
смехом на смех
пристойно ответить
и обманом - на ложь
».

Расчётливость в деле дарения не нужна и даже вредна.

«Добра не жалей,
что нажито было,
не скорби о потере
».

Скупясь на подарки, добра всё равно не сохранишь, - поясняет бог-воин.

«что другу обещано, недруг возьмет – выйдет хуже, чем думалось».

И тем самым разговор о дружбе и человеческих взаимоотношениях переходит на уровень философских обобщений. Это уже не только заповедь, но и констатация законов мироздания: человек не в силах предвидеть будущее, «добро» материального мира преходяще и дорожить им недальновидно. Но, несмотря на то, что любой подарок – не более, чем тленный и недолговечный предмет, человеческая натура такова, что Высокому не приходилось встречать «радушных и щедрых, что стали б дары отвергать; ни таких, что, в ответ на подарок врученный, подарка б не приняли». Таким образом, материальный подарок становится способом заполучить нечто в действительности ценное – любовь других людей. А это и есть счастье щедрых, о котором толкует Один. Если человек своей жизнью не смог вызвать ничьей любви, то смысла в его существовании нет –

«Сосна, у дома
возросшая, сохнет,
корой не укрыта;
и человек,
что людям не люб,-
зачем ему жить!
»

Но формула любви не проста – для того, чтобы она возникла может быть недостаточно самых дорогих подарков. И обратившись к другой песне «Старшей Эдды», истории Гудун, невесте, потерявшей своего жениха, мы видим, как конуг Атли и его семья пытаются при помощи подарков добиться благосклонности девы.

«Гримхильд напиток
мне поднесла
терпкий, студеный,
чтоб горе забыла я:
сдобрен он был
силой земли,
холодной волной
и кровью вепря
».

Гримхильд обещает Гудун, множество даров:

«золота груду,
все, что отец
в наследье оставил,
кольца червленые,
Хлёдвера земли,
ковер драгоценный…
Девушек гуннских,
ткущих искусно,
золотом шьющих
тебе на забаву,-
Будли сокровища
будут твоими
», -

но подарки и обещания не приносят желаемого результата. Наоборот обилие подарков заставляет Гудун сомневаться в искренности дарителей –

«Каждый пытался
подарок вручить мне,
подарок вручить
и в печали утешить,
как будто могли
горе мое
этим унять,
но им я не верила
».

Если иногда дорогие подарки оказываются неуместными, то скромные подарки подчас могут значить очень много, поучает Один:

«Подарок большой
не всюду пригоден,
он может быть малым;
неполный кувшин,
половина краюхи
мне добыли друга
».

Так что секрет настоящего подарка не в его величине или стоимости, а в искренности порыва дарящего, в щедрости души:

«Щедрые, смелые
счастливы в жизни,
заботы не знают;
а трус, тот всегда
спасаться готов,
как скупец - от подарка
».

Причины столь пристального внимания к теме подарка, можно понять, если обратиться к представлениям древних норманнов о мире. Природа и общественное устройство норманнов были очень жестоки – скалистая земля и бурное море не могли прокормить, в обществе основным законом было право сильного… И это предопределило то, что мир воспринимался древними скандинавами как хаос, субстанция находящаяся в постоянном распаде, лишённая правильности и закономерностей. Главной функцией богов в скандинавской мифологии было упорядочивание мира, защита космоса и людей от чудовищ хаоса. И выполнение обращённых к людям заповедей Одина было не столько гарантией попадания в языческий рай - Вальхалу, сколько способом обезопасить свою жизнь от непредсказуемости и хаоса. Таким образом, огрубевший в борьбе с врагами и стихиями, бородатый и жестокий воин, вручая другу подарок, пытался привнести немного гармонии в свою полную диссонансов жизнь.

Виктория Черёмухина