В работах основателя аналитической школы живописи Павла Филонова мало случайного – каждая деталь служит целому, символизирует что-то. И, обратившись к биографии художника, мы видим, что перипетии и сюжетные ходы его жизненного пути, тоже несут в себе законченность, скорее характерную для литературного произведения, чем для нашей нелогичной действительности.

В данном эссе речь пойдёт о двух подарках, сделанных Филоновым.

Две Екатерины

Начал свой творческий путь Павел Филонов с изучения древне-русской живописи, иконописи. Но до наших дней дошла только одна написанная художником икона – святой Екатерины. Эту икону Филонов подарил своей старшей сестре – Екатерине. Символизм подарка прозрачен и лежит на поверхности. Рассматривая икону и фотографии из семейного альбома Филоновых невольно поражаешься сходству черт сестры художника и иконописного лика. И хотя сам Филонов утверждал, что икона была написана под впечатлением от посещения монастыря святой Екатерины в Иерусалиме, отклонение от канона и воспоминания сестёр художника указывают на то, что это сходство было не случайным.

Возвращение

В 1929 году Русский музей предложил Павлу Филонову провести его персональную выставку. Уже был составлен католог работ, план размещения по залам… Но в последний момент партийное начальство наложило запрет на это мероприятие.

Эпизод неприятный, но Филонову не внове было неприятие его работ. А картины, которые предполагалось разместить на выставке, художник подарил своей младшей сестре Евдокии Николаевне. После смерти брата Евдокия подарила его работы Русскому музею. И персональная выставка всё же состоялась.

В.Черёмухина