Индейцы племени квакиутль прекрасно осознавали необходимость освобождать свой дух от власти вещей. Специально для этого у них существовал поразительный обряд - потлач. Он сопровождал любое важное событие в жизни племени - рождение ребенка, брак, татуирование, похороны.
Два клана усаживались друг против друга и начинали соревнование по выдариванию или уничтожению дорогих предметов.
Отдавать другу-сопернику лучшее, что у тебя есть, - тоже занятие не из легких, но поскольку и он отвечал тебе тем же, затраты как бы компенсировались. Подлинного апогея обряд достигал, когда начиналось истребление материальных ценностей. Если один вождь разбивал медный котел, сжигал кипу одеял или рубил в щепки каноэ , то его соперник обязан был уничтожить равноценное количество вещей или больше. Черепки, клочки, ошметки невосстановимо растерзанных сокровищ предъявляли друг другу как знаки чести.
Вот где проверялась сила духа, твердость характера и вера в то, что ты не боишься начать строить свой мир заново. Зато победители покрывали себя славой, большей, чем слава героев войн. Еще бы! На войне ты уничтожаешь и присваиваешь чужое. А победа над противником в потлаче - это героическая победа над собой, победа духа над материей, внутренней свободы над тупым рабством. Неужели это так трудно? Всего- то навсего - сломать вещь.
Свою вещь.
Николай Гладких, газета "На дне" №7(84), 2000 г.