Академия подарка

Генерация идеи подарка с помощью теории проектирования

Проблема Подарка по своей постановке, подходам к решению, объемам задействованной информации сопоставима с проблемами изобретательства и проектирования. Естественна попытка применить давно освоенные изобретателями и проектировщиками методы к поиску ее решения.

Новосибирский ученый, преподаватель, бизнесмен Владимир Сидоров еще в 1977 г. издал книгу, посвященную методам проектирования. (В.М.Сидоров. Проектирование средств автоматики. Новосибирск , НЭТИ).

С 1980 по 1985 он развил и усовершенствовал морфологические методы генерации решений в рамках общей теории проектирования. Применение данных методов позволило сделать ряд новых образцов техники и зарегистрировать перспективные решения в качестве изобретений.

В присланной нам статье В.Сидоров дал некоторые схемы применения морфологических методик генерации решений и общей теории проектирования для решения задачи выбора подарка.

АП

Введение.

Подарком принципиально может быть любой предмет или информация. Понятие подарка является субъективным, поскольку зависит от понимания данного явления субъектом (лицом, преподносящим подарок) и объектом (лицом, которому подарок предназначен). В общем случае подарок является, с точки зрения субъекта, проектом, который надо реализовать. Рассматривая ситуацию на основе общей теории проектирования, необходимо дать ей описание.

Описание ситуации

Структурная схема

Подарок - предмет, информация или что-то еще, передаваемые субъектом объекту безвозмездно. Основной характеристикой подарка является его официальная безвозмездность. Подарок передается с определенной целью. Цели могут быть следующие:

  1. поздравление;
  2. напоминание;
  3. предостережение;
  4. благодарение;
  5. содействие;
  6. желание угодить;
  7. снисхождение;
  8. унижение;
  9. возвышение;
  10. выполнение официального ритуала и т.д.
Подарок передается при обстоятельствах, определяющими чертами которых является место и время; событие, по случаю которого подарок преподносится; окружение (общество), при котором происходит вручение подарка и т.д. Подарок обязательно должен учитывать характеристики объекта и субъекта, время и место рождения, профессию, увлечения, слабости и т.д.

Важным обстоятельством при выборе подарка являются взаимоотношения субъекта и объекта:

  1. родственные отношения - муж, жена, дочь, зять и т.д.
  2. служебные отношения - начальник, подчиненный, сослуживец и т.д.
  3. корпоративные связи - профессиональные, партнерские и т.д.
  4. клубные связи - по увлечениям, по слабостям, по интересам
И вот только теперь можно вспомнить про характеристики самого подарка. Подарок может быть материальным, нематериальным и смешанным. Материальный подарок - предмет, нематериальный - информация (послание, поздравление, песня и т. д). Подарок смешанный: компакт-диск пустой - предмет, компакт-диск с записью, если важна запись, то подарок смешанный; песня, исполненная в честь объекта, - информационный подарок.

Подарки могут различаться:

  • по назначению - для работы, для отдыха, для спортивных занятий, украшение, хобби и т. д.;
  • по выполняемой функции - одежда, обувь, посуда, растение, семена и т. д.;
  • по морфологическим признакам - цельный, составной, композиционный и т.д.;
Подарки характеризуются параметрами и критериями.

Под параметрами понимаются характеристики предмета: стоимость, вес, размеры, форма, объем и т.д.;

Под критериями понимаются параметры, однозначно связанные качеством: стоимость для покупаемых подарков, точность для измерительных приборов, удобство для мебели и одежды и т.д. Критерии могут быть выражены в численном виде, а также в виде предпочтения.

Выбор подарка выполняется на основе анализа критериев и ограничений на критерии и параметры. Методические замечания. Изложенный выше материал в основе использует морфологический поход.

Под морфологическим подходом понимается разделение множества, в котором ищется решение, на независимые классы.

В логике аналог карты Карно. Например, всех людей можно разделить на мужчин (М) и не мужчин (М-), военных и не военных. Карта Карно выглядит следующим образом:

В В-
М- М- В М- В-
М М В М В-

При этом есть четкое разделение и всегда можно отнести конкретного человека к конкретному классу. Но в жизни, в отличие от двоичной логики, все много сложнее. По полу разделений больше, а специальностей больше, чем пальцев на руках и ногах. Поэтому удобней каждую из клеток представить в виде позиционного кода ПС где первое число П - классифицирует пол, а С - специальность. Все сочетания ПС описывают множества людей, и конкретный код ПС дает определенную категорию людей. В принципе возможны бессмысленные сочетания. Но при правильной кодировке данных мы описываем по заданным характеристикам все возможные варианты.

Поскольку подарок характеризуется существенно большим числом категорий, то число вариантов становится необозримым.

Например: Ц Об С От В
где Ц - цели, ОБ - обстоятельства, С - субъект, От - объект, В - взаимоотношения. В десятичном варианте уже 99999 сочетаний, а мы еще не затрагивали сам подарок.

На это указывают все противники морфологического подхода.

Но в этом множестве достаточно легко ориентироваться. Аналогичная ситуация складывается в шахматах, где 32 фигуры, но даже шахматисты массовых разрядов могут указать ошибку гроссмейстера.

В основу принятия решения полагаем два постулата:

  1. искомое решение лежит вблизи эгоистического;
  2. искомое решение должно максимально учитывать конкретные особенности предмета или информации при заданных обстоятельствах.
Надо отметить, что под эгоистическим решением понимается то, которое максимальным образом удовлетворяет выбранному критерию, поскольку многие знают, что такое "самое - самое". Рассмотрим пример:

Вы хотите сделать подарок на свадьбу своей старой знакомой, с которой у вас были очень хорошие отношения, не доходившие до интимной близости. Вы человек богатый, и все это знают. Наверное, желательно сделать богатый подарок. Этот подарок можно сделать молодой семье или лично знакомой. Поскольку жениха вы плохо знаете, и, может быть, он вам не нравится, вы принимаете решение сделать подарок лично невесте. Итак, самый дорогой подарок - бриллиант. Но жених не очень богат, он не в состоянии сделать такой подарок. Вы унизите жениха и осложните жизнь невесте. Тогда остается выбрать украшение для невесты, которое по цене будет доступно жениху. Этим вы подчеркнете направленность подарка и не слишком повредите отношения супругов.

Возможно другое направление, когда вы захотите сделать подарок семье, подчеркивая внимание к невесте. Тогда речь о богатом подарке уже вряд ли имеет смысл. Речь может идти о подарке, который бы, подчеркивая ваше внимание к невесте, подталкивал и супруга к такому же вниманию. Тогда подарком может быть ваза с цветами, с намеком жениху о постоянном наполнении этой вазы. Цветы могут быть самыми дорогими и ваза тоже, но это вряд ли будет близко по цене автомобилю, хотя бы самому дешевому. Материал на сайте интуитивно подпадает под морфологический подход, но из-за отсутствия систематики некоторые варианты перемешаны и, надеюсь, данная заметка позволит увеличить количество отличительных признаков и упорядочить материал.

Прошу прощения за краткость изложения и некоторую надуманность примеров, но если что не ясно, то готов пояснить.

Благодарю за внимание.

С уважением Сидоров В.М.


Академия Подарка
Энциклопедия Подарка
ИМ оригинальных подарков "GiftGuru"
Выставка-продажа эксклюзивных подарков
Представительство сувенирной фирмы Philippi
Copyright © 2000-2010
Академия Подарка


email: info@acapod.ru