В наше время очевидно разнообразие игрушек на все вкусы и возрасты. Как из этого огромного количества выбрать то, что подойдет конкретному ребенку с определенным характером и уровнем развития?

Чем руководствоваться при выборе игрушки: желанием ребенка (но оно у детей сиюминутно), собственной симпатией (а вдруг ваши вкусы не совпадут)? Новая игрушка - всегда радость, но, кроме этого, она должна приносить пользу (в данном случае польза от игрушки - развитие ребенка).

Игровой интерес не должен вытеснять обучающий. Если в реальной жизни игры часто могут преследовать бесполезные цели (с точки зрения педагогики, а иногда и здравого смысла) и выступать как заполнители свободного времени, то в развивающем процессе, напротив, их задача - экономить время и при этом давать результат, т.е. быть эффективными.

Так что же делает игрушку полезной?

Согласитесь, не всякая игрушка соответствует этим требованиям, зачастую даже противоречит им. Но нельзя так категорично говорить обо всех игрушках. Существуют целые системы развивающих игр. Об одной из них, наиболее распространенной и корректной (в педагогическом смысле), далее и пойдет речь. Разработчиком этой системы является семья Никитиных.

В чем же заключаются особенности этих игр?
Каждая игра представляет собой набор задач, которые решаются с помощью кубиков, карточек, кирпичиков и других предметов.
Задачи ставятся в разных формах (в виде модели, плоскостного рисунка, чертежа и т.д.), т.о. формируя у ребенка понятие о разных способах передачи информации.
Задачи располагаются в порядке увеличения сложности: от простого к сложному.
Широкий диапазон трудностей: от доступных 2-3-хлетнему ребенку до непосильных взрослому.
Обязательное правило: нельзя подсказывать при решении задач и требовать моментальных итогов.

С какой же игры начать?
Лучше предложить ребенку заведомо более легкую, т.к. трудные и непосильные игры могут отбить интерес или вообще отпугнуть ребенка.
Если речь идет о ребенке 1-3 лет, можно начать с игры "Сложи узор". После того, как освоены первые задания, через неделю-другую, можно параллельно вводить игру "Рамки и вкладыши" (М. Монтессори), потом "Уникуб", "Сложи квадрат", "Обезьянка" и т.д. Этот порядок сугубо ориентировочный, и его можно менять в зависимости от возраста, интересов ребенка, его уровня развития, учитывая характер и темперамент ребенка.

Очень трудно найти игры Никитиных в продаже, хотя существует множество аналогов. Зато очень просто их сделать своими руками, не затратив дорогостоящих материалов и большого количества времени. Подробное руководство по изготовлению игр и их "употреблению" можно прочитать в книге Б. Никитина "Ступеньки к творчеству или развивающие игры", М., Просвещение, 1991г.

Катерина Дмитриева