Фрагменты статьи Сергея Зенкина "Марсель Мосс и энергетика культуры" по книге Мосс М. Общества. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии. - М.: Издательская фирма "Восточная литература" РАН, 1996, 360 с., 3000 экз. (Курсив наш. АП.)

Мосс рассматривает дар как архаический способ обмена, характеризующийся формальной безвозмездностью - подарок есть подарок, - а часто также и коллективностью "тотальных приношений".
...
Как показал ученый, безвозмездность "приношений" - чисто кажущаяся, на самом деле их обязательно нужно возвращать, а желательно и с лихвой; не сделавший этого "теряет лицо". Причина проста: долг относится к профанной сфере жизни, а дар - к сакральной, неслучайно он часто совершается в торжественной, праздничной обстановке. В архаических обществах, пишет Мосс, бывают специальные драгоценные предметы, изготовляемые с единственной целью - дарить и передаривать их другим. Это своего рода пра-деньги, но деньги сакральные; фактически они замещают собой не "товар", а скорее самого человека, который их преподносит. Еще точнее - они продолжают его собой: даже попав в чужие руки, дар хранит в себе частицу сущности дарителя, его сакральной силы-"маны". Оттого-то дар - не бескорыстное самоотречение, а жест экспансии, распространения человека за собственные "личные" пределы.
...
Механизм дарения имеет не только идиллически-гуманные стороны. Невозвращенный дар закабаляет получившего его, ставит его в зависимость от дарителя. В архаических обществах боязнь такого закабаления порождает странный обычай, рассмотренный Моссом все в том же "Опыте о даре", - так называемый "потлач", демонстративное, часто разорительное взаимное истребление имущества, в котором каждый стремится не отстать от другого. Казалось бы, в таком поведении, когда люди, целые семьи и племена напоказ друг другу транжирят богатства - съедают непомерные количества пищи на пирах, сжигают или топят в море сокровища, режут скот и убивают рабов, - может и не быть "дарения" в узком смысле слова: ведь истребленное имущество никому как будто не достается. На самом деле именно в потлаче наглядно проявляется энергетическая сущность дара: при уничтожении материальной оболочки вещей из них высвобождается в чистом виде мистическая "мана", распространяясь властным силовым полем вокруг "дарителя"-жертвователя. Аналогичное высвобождение сакральной энергии имеет место и при религиозном жертвоприношении, и при магических обрядах; потому-то все эти обряды обставляются специальными предосторожностями, чтобы отправляющему их самому не сделаться их "жертвой" в буквальном и переносном смысле.
...
Феномены общественного быта, изучаемые Моссом, тем-то и интересны, что всегда чреваты взрывчатой силой скрытой в них социальной энергии - называть ли ее "маной", или как-то еще, - которая слишком многое определяет, "на благо и на зло", и в первобытной, и в современной цивилизации.

Полный текст статьи : http://ng.glasnet.ru/exlibris/06/k006w51.htm (Книжное обозрение "Ex Libris НГ")