Мосс рассматривает дар как архаический способ обмена,
характеризующийся формальной безвозмездностью - подарок есть подарок,
- а часто также и коллективностью "тотальных приношений".
...
Как показал ученый, безвозмездность "приношений" - чисто кажущаяся,
на самом деле их обязательно нужно возвращать, а желательно и с
лихвой; не сделавший этого "теряет лицо". Причина проста: долг
относится к профанной сфере жизни, а дар - к
сакральной, неслучайно он часто совершается в торжественной,
праздничной обстановке. В архаических обществах, пишет Мосс, бывают
специальные драгоценные предметы, изготовляемые с единственной целью
- дарить и передаривать их другим. Это своего рода пра-деньги, но
деньги сакральные; фактически они замещают собой не "товар", а скорее
самого человека, который их преподносит. Еще точнее - они продолжают
его собой: даже попав в чужие руки, дар хранит в себе частицу
сущности дарителя, его сакральной силы-"маны". Оттого-то дар -
не бескорыстное самоотречение, а жест экспансии,
распространения человека за собственные "личные" пределы.
...
Механизм дарения имеет не только идиллически-гуманные стороны.
Невозвращенный дар закабаляет получившего его, ставит
его в зависимость от дарителя. В архаических обществах боязнь такого
закабаления порождает странный обычай, рассмотренный Моссом все в том
же "Опыте о даре", - так называемый "потлач",
демонстративное, часто разорительное взаимное истребление имущества,
в котором каждый стремится не отстать от другого. Казалось бы, в
таком поведении, когда люди, целые семьи и племена напоказ друг другу
транжирят богатства - съедают непомерные количества пищи на пирах,
сжигают или топят в море сокровища, режут скот и убивают рабов, -
может и не быть "дарения" в узком смысле слова: ведь истребленное
имущество никому как будто не достается. На самом деле именно в
потлаче наглядно проявляется энергетическая сущность дара: при
уничтожении материальной оболочки вещей из них высвобождается в
чистом виде мистическая "мана", распространяясь властным силовым
полем вокруг "дарителя"-жертвователя. Аналогичное
высвобождение сакральной энергии имеет место и при религиозном
жертвоприношении, и при магических обрядах; потому-то все эти обряды
обставляются специальными предосторожностями, чтобы отправляющему их
самому не сделаться их "жертвой" в буквальном и переносном смысле.
...
Феномены общественного быта, изучаемые Моссом, тем-то и интересны,
что всегда чреваты взрывчатой силой скрытой в них социальной энергии
- называть ли ее "маной", или как-то еще, - которая слишком многое
определяет, "на благо и на зло", и в первобытной, и в современной
цивилизации.
Полный текст статьи : http://ng.glasnet.ru/exlibris/06/k006w51.htm (Книжное обозрение "Ex Libris НГ")