О влиянии музыки на организм человека было известно задолго до возникновения науки психологии. Более того, сам феномен намного старше человеческого рода. Многократные наблюдения биологов-этологов и зоопсихологов подтверждают, что обезьяны, медведи и некоторые другие животные могут вполне сознательно успокаивать или, наоборот, возбуждать себя с помощью ритмичного стука палкой по какому-нибудь гулкому предмету (например, пустотелому стволу) или «игры» на расщепленной древесине (особенно часто «прикалываются» с этого наши бурые мишки).

Скажу больше. В конце 80-х годов было убедительно показано, что прослушивание классической музыки помидорной рассадой (!) ускоряет ее рост приблизительно на тридцать процентов. А также повышает ее (рассады) устойчивость к различным заболеваниям!

Вероятно, самым древним механизмом влияния музыки на живые системы является синхронизация (или десинхронизация) музыкальных ритмов и внутренних биоритмов организма. Не случайно примитивные племена и не слишком развитые подростки категорически предпочитают «музыку», состоящую практически из одного или многих, накладывающихся друг на друга, ритмов. Кроме того, здесь несомненна синхронизация и аккумуляция этого ритма в толпе (на рок-концерте, в стаде, на племенном празднике). Подросткам будет полезно узнать, что группы молодых собакоголовых обезьян (павианы, гамадрилы и пр.) любят постучать палками все вместе. Оч-чень их это «заводит»... А потом, между прочим, идут к старшим обезьянам задираться или к самкам приставать... Вам это ничего не напоминает?

В процессе дальнейшей эволюции восприятие музыки становится более тонким и идет через относительно молодую (в эволюционном плане) эмоциональную систему. Музыка влияет на эмоциональное состояние человека – это всем известно. Она может успокаивать и возбуждать, смягчать и ожесточать, вызывать воспоминания, утешать боль, усиливать агрессию... Задолго до психологии этим свойством музыки заинтересовалась медицина. Еще Гиппократ советовал лечить истерию прослушиванием игры на флейте. В средневековье музыкой пытались лечить параличи и даже останавливать внутренние кровотечения.

Касательно детей. Музыка занимает очень важное место в мире совсем маленького ребенка. Пока он еще плохо говорит и мало понимает из речи окружающих его людей, музыка – важнейший канал информации и коммуникации. Не случайно большинство детей еще до возникновения речи при прослушивании музыки пытаются «петь» (тянут гласные или слоги) и «танцевать» (совершать ритмичные движения). Лучшее, что могут делать взрослые в этом случае, – петь и танцевать вместе с ними. Детей это приводит в подлинный восторг – их понимают.

Чем больше хорошей и «сложной» музыки прослушал ребенок до появления речи, тем богаче его внутренний мир, его эмоциональная жизнь. Особенно конструктивно прослушивание музыки вместе с родителями, чтобы ребенок мог «читать» и «изучать» чувства, которые музыка вызывает у них. Тяжелый рок и прочие маргинальные стили маленьким детям противопоказаны.

Объяснение очень простое. В начале девяностых годов путем биохимических исследований было показано, что ритмы тяжелого рока вызывают в мозгу синтез очень сложных органических веществ, действие которых аналогично действию «внешних» наркотиков. Привычка к этому «кайфу» со временем приводит к обычной физиологической зависимости, т.е. человеку надо еще и еще ЭТО слушать. И ничего другого слушать он уже не хочет, да и не может, так как «кайф не тот».

Впоследствии, когда ребенок начинает разговаривать и понимать текст, очень здорово, если в семье есть магнитофон и кассеты с музыкальными сказками или детскими песнями (раньше были соответствующие пластинки). Кассеты такие продаются во множестве и большинство детей их охотно слушает. Очень полезно ставить маленьким детям кассеты или диски с народной музыкой. Она очень архетипична (т.е. действует на подсознание) и, как правило, несет в себе глубокий положительный заряд. Кроме того, под нее детям очень удобно танцевать.

Очень полезно водить детей на концерты живой музыки. Среди игрушек ребенка обязательно должны быть музыкальные инструменты. Если хотя бы кто-то из родителей не лишен чувства ритма, то очень хорошо устраивать «семейные концерты» (например, участвуют: игрушечный барабан, дудочка и алюминиевая кастрюля с крышкой – сын, дочь и папа. Мама может выступать в роли дирижера).

Очень возбудимому, гипердинамическому ребенку перед сном стоит поставить какое-нибудь плавное, успокаивающее музыкальное произведение. Флегматика и «тормоза», наоборот, вполне можно «подзавести» прослушиванием бодрых и веселых маршей.

Девочки, как правило, предпочитают более мелодичные, а мальчики – более ритмичные произведения. Известный феномен – младенец хорошо засыпает под ту мелодию, которую часто слышал в то время, когда еще находился в животе у матери. Насчет хождения беременных на концерты – мнения специалистов расходятся. Многие видят в этом отголосок первобытной магии. Дикари и многие воинские культуры (например, викинги) были уверены: с помощью музыки можно регулировать пол будущего ребенка. Если слушать что-нибудь плавное и мелодичное – родится девочка, если регулярно прослушивать воинские марши и стук мечей – родится мальчик. Так что, насчет концертов – не знаю, а вот насчет телевизионных программ – стоит подумать...

В целом, вкусы малышей достаточно индивидуальны, хотя и поддаются корректировке со стороны родителей. Внимательные родители вполне могут составить коллекцию записей или дисков, которые позволят достаточно тонко корректировать и направлять эмоциональное состояние сына или дочери. Это, разумеется, для особо изощренных.

Но сама по себе музыка обязательно должна быть частью жизни каждого ребенка. Если кто-то глубоко интересуется затронутым вопросом, можно отослать его к хорошему обзору: Завьялов В.Ю. Музыкальная релаксационная терапия. Практическое руководство. – Новосибирск, 1995.