Земля рождена в час Быка.
(эпиграф к фантастическому роману Ивана Ефремова «Час быка»)

«Час Быка, два часа ночи,- заметил Гэн Атал.- Так называли в древности наиболее томительное для человека время незадолго до рассвета, когда властвуют демоны зла и смерти. Монголы Центральной Азии определяли так: Час Быка кончается, когда лошади укладываются перед утром на землю».

Грудь колесом, глаза, налитые кровью и копыто, роющее землю – такого быка я представляю себе в первую очередь. Симптоматично, что сознание современного человека выбирает из всего многообразия архетипических образов именно этот. Видимо, количество информации о насилии (и мировом, и локальном) зашкаливает, а от деревни с тягловыми бычками я далека. Вернёмся к описанному образу быка, что он символизирует? Слепая ярость и мужское тщеславие, необузданная мощь, агрессия, бешенство. Одним словом, бык олицетворяет животную природу человека, причем худший, на мой взгляд, аспект этой природы: стремление размазать соперника по земле копытом. Для сведения, под лучшими аспектами животной природы человека я подразумеваю инстинкт самосохранения, заботу о потомстве, стоицизм в борьбе за свою семью и свой дом, различные проявления привязанности.

Однако если немного смягчить краски и сузить область действия до современной бизнес-действительности, то образ быка получается удобоваримым и вполне оправдывающим себя. Статуэтка быка с поднятым титановым (платиновым) копытцем в подарок какому-нибудь трейдеру или топ-менеджеру выглядит вполне симпатично.

Символы агрессии, кровопролития и смерти в сумме дают символ войны. Не очень оптимистичный прогноз на только что начавшийся год, хотя кто знает, когда на земле был последний год без массового кровопролития. Недаром бык – непременный спутник бога войны, будь то Марс, Перун или Индра. Причем в одних мифах он просто ездовое животное, в других – воплощение самого божества.

Не знаю, существует ли в какой-нибудь культуре идеограмма опасности с изображением быка, но, мне кажется, это было бы закономерно.

Теперь обратимся к позитивным смыслам: бык как символ мужской энергии, потенции, плодородия, изобилия, власти. Благодаря этим смыслам во многих культурах бык является солнечным священным животным (нередко говорят о быке как о лунном символе, но я хотела подчеркнуть именно мужскую энергию, заложенную в нем).

К символу плодородия можно подойти и с другой стороны: быки вспахивают землю, земля дает урожай. В этом случае бык выступает как символ упорного ежедневного труда.

В спортивных состязаниях в Древней Греции победитель в качестве награды получал молодого бычка. По преданиям, победитель сначала делал круг почета с бычком на вытянутых руках, а потом торжественно его съедал. Бычья голова как трофей является символом власти, триумфа. В отличие от двусмысленных оленьих рогов голова быка смотрится достаточно грозно.

Символика тельца несколько отличается от символики самого быка. На мой взгляд, этот символ ушел дальше от самой природы быка и приобрел несколько эзотерических оттенков, а именно: влияние, воздействие. Многие сразу вспомнят про «золотого тельца» - символ ложных кумиров и идеалов. Так как этот библейский артефакт был создан из золота, то золотого тельца также считают символом пагубного воздействия денег.

Если мы обратимся к русскому фольклору, то место быка в воображении занимает бычок, на тоненьких ножках и с огромным колокольчиком на шее, идет этот бычок качается. А за ним идет соломенный бычок — смоляной бочок (вспомним сказку: народная смекалка как источник богатства). А за ним ещё один бычок, только он белый, и сказки про него затянутые до бесконечности.

Принимая во внимания все позитивные и негативные аспекты этого сложного образа, мы можем сделать вывод: бык символизирует силу и власть, которые нуждаются в контроле.

От символов перейдем к ритуалам. Некоторые из них хоть и утеряли изначальную идею, но все же живут по сей день и пользуются популярностью. В первую очередь, я имею в виду ритуал заклания бычка в честь какого-либо радостного события (вспомним, к примеру, притчу о возвращении домой блудного сына). Сегодня этот ритуал уже не является жертвоприношением как дар богам в искупление грехов, но остается жертвоприношением, как отказ от сокровища с целью подчеркнуть значимость ситуации. В народной традиции этот ритуал также тесно связан с понятием семьи (еще бы, немалая должна быть семья, чтобы откормить бычка, а потом с ним расправиться в один присест за трапезой). Наличие центрального блюда из бычка (будь то фаршированный бычок или бычок на вертепе) сразу делает накрытый стол тяжелее и значимее.

Отголоски следующего ритуала мы также можем найти в античности: например, изображения танцев с быками (или игр с быками) были найдены на стенах лабиринта острова Крит. Речь идет, конечно, о корриде. Уточню, я буду говорить о корриде начала XX-ого века, а не о театрализованном представлении, которое мы можем посетить сегодня. Этот ритуал я отношу к категории ритуалов с повышенным уровнем зрелищности, в их числе также гладиаторские бои и аутодафе («акт веры» - публичное сожжение еретиков, тоже, кстати, испанское детище). Эта категория имеет свои правила и строго регламентированную последовательность действий, однако, в отличие от других ритуалов, имеет место и неопределённость (смерть быка или тореро?), вот откуда и повышенный интерес зрителей. С одной стороны, мы можем это расценить как убогую развлекательную составляющую (вместе с секуляризацией самого ритуала), с другой стороны, ритуалы с наглядным противостоянием обладают большей показательностью, и, таким, образом, большей убедительностью, поэтому их исполнение всегда будет вызывать интерес, и традиция не омертвеет. Коррида – это разновидность жертвоприношения: в начале идет ритуальное действо с быком, затем его убийство. В чем же символика корриды? Вот несколько вариантов интерпретации: игры со смертью (победа над смертью), укрощение человеком животного (укрощение животной природы человека, символом которой является бык). Хоть вторая версия и красива, однако мне кажется несогласованным, когда человек показательно борется со своей животной природой (со своим зверством), опускаясь на её же уровень (и даже ниже этого уровня, потому что ни одно высшее животное не станет убивать, если не затронуты его жизненные интересы). Не раз подчеркнутая жестокость корриды исходит не столько со стороны тореро, закалывающих быка, сколько со стороны людей, аплодирующих этому зрелищу. Я неоднократно читала, что коррида восхищала испанских художников. Однако природа вдохновения художников лежит не в торжестве человека над быком, а в ужасе от самого действа. Вспомним, к примеру, кульминацию творчества Пикассо – картину «Герника». Бык соседствует с покалеченными людьми, мертвым ребенком, агонизирующей лошадью, таким образом, наряду со смертью – общим мотивом картины, бык усиливает символику жестокости и беспощадности человека. Наверное, действительно, Земля была рождена в час быка.

У любого символа два лица. И как ни парадоксально, жизненная сила одновременно является силой, смерть несущей.

Надежда Чеботкова