Каждый год наступление весны не только радует нас пробуждением природы, но и инициирует состояние психоэмоционального напряжения утех, кому предстоит сдавать экзамены.
Проблема экзаменационного стресса ежегодно затрагивает значительные контингенты учащейся молодежи. При этом следует отметить, что экзамен является психотравмирующим фактором, инициирующим механизм реактивной депрессии (Стрелец В., 1983), отрицательно влияющим на нервную, сердечно-сосудистую и иммунную системы студентов и школьников (Мааеs M., 1988). Стрессогенный «экзаменационный эффект» (Кринчик Е., 2008) характеризуется истеризацией экзаменующегося, формированием состояния общего недомогания, растерянности, страха. Длительное действие экзаменационного стресса оказывает также негативное влияние на учебную мотивацию студентов и учащихся (Оргеева О., 2000). Известно (Буйлов В., 1997), что 40% общего числа вынужденных академических отпусков студентов связаны с нервно-психическими заболеваниями, обусловленными именно постэффектами экзаменационных стрессов.
Экзаменационное волнение является фактором, препятствующим успешной сдаче экзамена, что характерно для 80% студентов (Щербатых Ю., 2000), т.к. присущий экзаменационному стрессу страх блокирует интеллект, парализует волю (Безруких М., 2006), ухудшает память и снижает способность к концентрации внимания.
Для экзаменационного стресса характерны физиологические, эмоциональные и когнитивные симптомы (Радюк О., 2003). Однако в реальных условиях сдачи экзаменов, эти симптомы большинством экзаменующихся не контролируются, т.к. доминирующим аспектом является сосредоточение на успешном решении академических проблем (стремлении акцентироваться на поставленных вопросах и дать на них правильные ответы). Это приводит к тому, что реализация известных приемов коррекции экзаменационного стресса, осуществляется в пред или послеэкзаменационный период, что значительно снижает их эффективность.

#!Img(1059,,center,b);

Новизной разработки является осуществление непрерывного мониторирования в реальном режиме времени симптомов развития начальных стадий экзаменационного стресса их своевременной самокоррекции по принципу биологической обратной связи непосредственно в ходе сдачи экзамена.
Реализация этих антистрессовых приемов осуществляется с помощью фиксируемого на стандартной пишущей ручке любого типа миниатюрного аппликатора, состоящего из измерителя кожно-гальванической реакции, микровибратора и микротактильного сенсора. Сенсор-регистратор величины кожно-гальванической реакции выполнен в виде фольговых металлических электродов, закрепленных на наружной поверхности пишущей ручки в зоне её сжатия при письме пальцами рук.
Как известно (Батенева Т., 2007), при сдаче экзаменов наряду с ростом показателей артериального давления и частоты сердечных сокращений, увеличивается и потоотделение. Именно появление этого симптома стресса регистрируется пишущей ручкой, т.к. при интенсификации потоотделения, уменьшается электрическое сопротивление кожных покровов пальцев руки, соприкасающихся с электродами, закрепленными на внешней поверхности ручки. Это сопровождается автоматическим включением микровибратора ручки и получением экзаменующимся, незаметной для окружающих, вибротактильной сигнальной информации о появлении симптоматики развития начальных стадий стрессового состояния.
После получения этой сигнальной информации экзаменующийся имеет возможность использовать пишущую ручку для целенаправленной самокоррекции своего психоэмоционального состояния. Для этого микротактильный сенсор, расположенный на торце пишущей ручки, соприкасается с передней стенке живота и осуществляется релаксационно — диафрагмальный тип дыхания (живот выпячивается при вдохе и втягивается при выдохе). При этом появление микровибраций пишущей ручки на такте вдоха и её исчезновение на такте выдоха позволяет по принципу биологической обратной связи и, кстати, незаметно для окружающих, мониторировать ритмику своего дыхания с целью её целенаправленной самокоррекции для получения антистрессового физиологического отклика. Это обусловлено тем, что концентрация на ритмике дыхания переключает фокус внимания с внешней среды на внутреннюю. Присущая же диафрагмальному типу дыхания стимуляция окончаний блуждающего нерва инициирует запуск механизма активации парасимпатического звена вегетативной регуляции. При этом усиление парасимпатических влияний вегетативной нервной системы способствует формированию вегетативного баланса и достижению за счет этого эффекта целенаправленной нейтрализации стрессового состояния.
Сигнальная микровибрация ручки может также использоваться в качестве психологического якоря — внешнего стимула для формирования антистресссовой реакции. Для этого необходимо в процессе профилактического предэкзаменационного психотренинга мысленно озвучивать аффирмации антистресссовой направленности на фоне генерируемых пишущей ручкой микровибраций.
Таким образом, разработанная психотехнология обеспечивает возможность в реальном режиме времени осуществлять не только самоконтроль своего психоэмоционального состояния, но и по принципу биологической обратной связи эффективно нейтрализовывать самые начальные стадии развития экзаменационного стресса. Это имеет существенное практическое значение, т.к. обусловленные психологическими причинами экзаменационные неудачи формируют у учащейся молодежи чувство неуверенности в своих интеллектуальных возможностях, состояние депрессии, ощущение краха своей мечты сделать карьеру в избранной сфере профессиональной деятельности, что, в свою очередь, способствует попыткам нейтрализовать формирующееся в результате этого хроническое дискомфортное душевное состояние с помощью пагубных пристрастий к курению, алкоголю, наркотикам и азартным играм.

Чаусовский Г.А., доцент
Запорожского нац.университета