Каждый год наступление весны не только радует нас пробуждением природы, но и инициирует состояние психоэмоционального напряжения утех, кому предстоит сдавать экзамены.
Проблема экзаменационного стресса ежегодно затрагивает значительные контингенты учащейся молодежи. При этом следует отметить, что экзамен является психотравмирующим фактором, инициирующим механизм реактивной депрессии (Стрелец В., 1983), отрицательно влияющим на нервную,
Экзаменационное волнение является фактором, препятствующим успешной сдаче экзамена, что характерно для 80% студентов (Щербатых Ю., 2000),
Для экзаменационного стресса характерны физиологические, эмоциональные и когнитивные симптомы (Радюк О., 2003). Однако в реальных условиях сдачи экзаменов, эти симптомы большинством экзаменующихся не контролируются,
#!Img(1059,,center,b);
Новизной разработки является осуществление непрерывного мониторирования в реальном режиме времени симптомов развития начальных стадий экзаменационного стресса их своевременной самокоррекции по принципу биологической обратной связи непосредственно в ходе сдачи экзамена.
Реализация этих антистрессовых приемов осуществляется с помощью фиксируемого на стандартной пишущей ручке любого типа миниатюрного аппликатора, состоящего из измерителя
Как известно (Батенева Т., 2007), при сдаче экзаменов наряду с ростом показателей артериального давления и частоты сердечных сокращений, увеличивается и потоотделение. Именно появление этого симптома стресса регистрируется пишущей ручкой,
После получения этой сигнальной информации экзаменующийся имеет возможность использовать пишущую ручку для целенаправленной самокоррекции своего психоэмоционального состояния. Для этого микротактильный сенсор, расположенный на торце пишущей ручки, соприкасается с передней стенке живота и осуществляется релаксационно — диафрагмальный тип дыхания (живот выпячивается при вдохе и втягивается при выдохе). При этом появление микровибраций пишущей ручки на такте вдоха и её исчезновение на такте выдоха позволяет по принципу биологической обратной связи и, кстати, незаметно для окружающих, мониторировать ритмику своего дыхания с целью её целенаправленной самокоррекции для получения антистрессового физиологического отклика. Это обусловлено тем, что концентрация на ритмике дыхания переключает фокус внимания с внешней среды на внутреннюю. Присущая же диафрагмальному типу дыхания стимуляция окончаний блуждающего нерва инициирует запуск механизма активации парасимпатического звена вегетативной регуляции. При этом усиление парасимпатических влияний вегетативной нервной системы способствует формированию вегетативного баланса и достижению за счет этого эффекта целенаправленной нейтрализации стрессового состояния.
Сигнальная микровибрация ручки может также использоваться в качестве психологического якоря — внешнего стимула для формирования антистресссовой реакции. Для этого необходимо в процессе профилактического предэкзаменационного психотренинга мысленно озвучивать аффирмации антистресссовой направленности на фоне генерируемых пишущей ручкой микровибраций.
Таким образом, разработанная психотехнология обеспечивает возможность в реальном режиме времени осуществлять не только самоконтроль своего психоэмоционального состояния, но и по принципу биологической обратной связи эффективно нейтрализовывать самые начальные стадии развития экзаменационного стресса. Это имеет существенное практическое значение,
Чаусовский Г.А., доцент
Запорожского нац.университета