Выпуск N5
18 июля 2000 г.

Добрый вечер, друзья!

Сегодня к вам на кофе-чай пришли филолог Анастасия Лазарева, журналист Виктор Островной и я, журналист Ольга Надпорожская. Мои друзья принесли вам две книги для Современной полки и Детского шкафчика, а моя ноша и того легче. Это не книга и не журналистский блокнот с каракулями, а всего лишь листок. На нем - составленный вами список ваших любимых русских писателей-классиков и их произведений.

В ваших письмах рядом с именами Достоевского, Гоголя, Толстого стоят имена тех, кто формально к классикам не относится - Леонида Андреева, Набокова, Цветаевой... Признаться, я вдруг задумалась: действительно ли классическая литература закончилась вместе с девятнадцатым веком? В энциклопедии слово классика определяется как "образцовые, выдающиеся, общепризнанные произведения литературы и искусства, имеющие непреходящую ценность для национальной и мировой культуры". Разве стихотворения Цветаевой нельзя назвать образцовыми и выдающимися? Но с "общепризнанностью", правда, уже сложнее. А для того, чтобы определить, являются ли они "непреходящей ценностью", придется подождать.

Итак, давайте пока считать классикой лучшие произведения девятнадцатого века. Вашим любимым писателем прошлого столетия оказался Лев Толстой. Второе место поделили Тургенев и Достоевский, обогнавшие на крутом повороте Антона Павловича Чехова. Пушкин, как я посмотрю, популярностью у вас не пользуется (неужели юбилейная горячка набила такую оскомину?): о нем вспомнили всего два человека. Лермонтову, правда, повезло еще меньше...

Все, прекращаю болтовню и достаю список.

Верхняя полка

Как сказала наша читательница Катерина, "школьную программу, между прочим, тоже не последние люди составляли"!

Современная полка

Саша Соколов. Школа для дураков
Настоящая русская проза, совершенно особенная, но сквозь которую проступают фигуры Гоголя и Достоевского, Бунина и Набокова, написанная не классическим, но современным, точным, "высоко косноязычным" языком - вот произведения Саши Соколова. Повесть "Школа для дураков" - это взволнованный рассказ мальчика, учащегося в специальной школе для слабоумных, страдающего раздвоением личности, "избирательной" памятью и непониманием времени. Это рассказ, в котором трудно отличить реальность от фантазии, где куски текста без знаков препинания смешиваются с ассоциативным рядом. Но из цитат и игры слов создается удивительный мир души, особенно остро чувствующей красоту и уродство мира.

А. Лазарева

Детский шкафчик

Антуан де Сент-Экзюпери. Маленький принц
Даже те, кто никогда не читал Экзюпери, наверняка слышали о его сказке "Маленький принц". Это гениальное произведение можно читать в любом возрасте. К сожалению, многие родители, которые любят и знают Экзюпери, своим детям "Маленького принца" читать не хотят. Может быть, они считают, что это аллегорическое произведение слишком сложно для детского ума. Может быть, опасаются, что, прочитав эту книгу, их чадо начнет противопоставлять себя взрослым.

Замечательная сказка с прекрасными рисунками, которую сам автор адресовал детям, может читаться как притча о Главном и второстепенном. Но это не только напоминание взрослым о самом важном, а еще и разговор с ребенком. Что же касается критериев "детскости" и "взрослости", то это вопрос не возраста, а мировоззрения. И чтобы убедиться в этом, достаточно еще раз перечесть произведение.

Итак, если "Маленький принц" еще не занял почетного места в вашем Детском шкафчике, поскорее поставьте его туда. Больше ничего об этой книге говорить не буду - эпитетов не хватит. Лучше прочитайте ее своим детям и послушайте, что скажут они.

В. Островной

Вот и выпит кофе-чай, вот и новые книги перелистаны и на полки поставлены... На прощание я хочу попросить вас и дальше присылать нам имена ваших любимых писателей Серебряного века. Они пока только кандидаты в классики, но книги многих из них мы с удовольствием поставим на Верхнюю полку.

Жду ваших писем. Думаю о вас.
Доброй вам ночи!

С уважением, Ольга Надпорожская