Если ваш друг, сын или бабушка - туристы, то вам в кои-то веки раз повезло - ломать голову над подарками не придется. Потому что туристу очень много всего нужно. От разных мелочей (дешевых) до всяких очень крупных вещей (очень-очень дорогих). Так что всегда можно выбрать подарок по карману. И совершенно не страшно, если у него (у туриста) это уже есть. Второй (третий) фонарик? Рано или поздно имеющийся сломается или потеряется, и тогда пригодится ваш. Вторая пенка? Первая, скорее всего, скоро прогорит, да и вообще пенка лишней не бывает. Особенно в наших краях, особенно весной и осенью.

Туризм - это мировоззрение. Психология, если хотите. Ментальные характеристики туриста вызывают у рядового обывателя легкую (или тяжелую) оторопь. Хорошо ли, если нет горячей (а иногда и холодной) воды? Хорошо ли, если непрерывно, 24 часа в сутки вас жрут комары, мошка, мокрец и прочая летучая кровососущая нечисть? Хорошо ли каждый день жевать нечто с тушенкой, заедая слегка заплесневелыми сухарями? Хорошо ли спать в мокрой палатке? Для туриста - ответ положительный. А для остальных?

И что, спрашивается, в позитиве? Красоты природы? Так Эльбрус, как всем известно, "и с самолета видно здорово". И видик есть, и много хороших передач по телевидению. "В мире животных", например. Физическая работа на свежем воздухе? Так можно и в своем огороде поработать. Пользы больше. Да на худой конец и спортзал сгодится, с участием бассейна и кондиционера. Дешевый отдых? А вы когда-нибудь землечерпалку для доставки байдарок в Чивыркуйский залив, на берег Байкала, нанимали? Знаете, сколько это стоит? Я знаю, мы нанимали.

Так что обычному человеку туриста не понять. Логика тут бессильна. Надо просто принять все как есть. И спокойно рассмотреть основные психические особенности Homo Turistus.

Все туристы по-хорошему мелочны. Все, что находят, берут с собой. Из того, что уже имеют, ничего не бросают (особенно радикальны в этом плане различные "экологисты"). Потому что неизвестно, что, где и когда может пригодиться. Исходя из этого, туристу можно дарить любую мелочь - непотухающие спички, долго горящие свечи, запасные струны к гитаре, веревку, ножик, кружку, надувную подушечку, дорожный набор для пришивания пуговиц и т.д., и т.п. Всему этому турист будет рад.

Почти все туристы ужасные пижоны. Все снаряжение настоящего туриста должно быть либо очень фирменным, либо, наоборот, очень старым, потертым и "видавшим виды". Во втором случае на штормовке настоящего туриста обязательно должен быть выштопан "лавины предательский след" (интересно,как это может быть? Я лично много лет над этим думала. Так ничего и не решила.). Эта особенность туристской психологии порождает сразу две подарочных возможности.

Во-первых, можно пойти в специальный туристский магазин (например, в Питере есть магазин "Ирбис" на Фонтанке) и купить там что-нибудь специально туристское и экзотическое (например, фонарь "Летучая мышь"). Вторая возможность требует значительно меньше капиталовложений, но зато значительно больше творческого потенциала. Вы можете изготовить собственными руками что-нибудь необходимое в походных условиях и подарить другу (например, связать телогрейку из шерсти вашей любимой собаки). Это будет уже совершеннейший туристский эксклюзив.

Все туристы без исключения буквально помешаны на прочности и надежности. Если вам удастся раздобыть какую-нибудь вещь, изготовленную по космическим технологиям и выдерживающую полчаса в концентрированной серной кислоте, - это отличный подарок. Причем, что это за вещь - почти все равно. Главное, что прочная и надежная. Пусть это будут ботинки или чайник, или часы, или даже портрет Че Гевары. В походе все пригодится.

Думаю, что главное вы уже поняли. Если вы принимаете вашего туриста как явление и как личность, то проблем с подарками у вас не будет. Дарите что угодно. Главное, чтоб от души. Основных подарочных посланий туристам два:

Очень надеюсь тебя еще увидеть! - от НЕтуристов.
Мы с тобой одной крови, ты и я! - от собратьев по мировоззрению.

Катерина Домогатская, психолог