Как ни странно, наиболее целостную систему представлений о подарках и дарении можно обнаружить не в работах социологов, культурологов, психологов, посвященных современному обществу, а в материалах этнографических исследований архаических обществ Полинезии, Скандинавии, Северо-Запада Америки, Меланезии, Папуа, чукчей, эскимосов, коряков и др. Основополагающая работа такого рода - "Эссе о даре" французского ученого Марселя Мосса.

Расшифровка и анализ древних текстов, изучение сохранившихся до наших времен обычаев показывают, что в большинстве первобытных обществ дарение было практически основной формой общественных отношений между кланами, племенами, семьями и индивидуумами. При этом в отношении дарения существовала система вполне определенных, достаточно жестко выполняемых правил и традиций.

Далее конспективно приведены основные принципы, отраженные в упомянутой работе Мосса. Они настолько просты, ясны и конкретны, что не требуют комментариев.


  • Делать подарки, принимать подарки, делать ответные дары - это в равной степени важные обязанности, которые должны неукоснительно выполняться.

  • В обмене дарами на равной основе участвуют как предметы движимого и недвижимого имущества, так и знаки внимания, услуги, приглашения на участие в пирах, обрядах, ритуалах, играх, танцах, празднествах.

  • Объем и торжественность дарения - основная формой соперничества между вождями, родами, кланами. Величие вождя, степень его власти над другими определяется количеством сделанных им подарков.

  • Вручение подарка имеет целью породить дружеские чувства. Все стараются превзойти друг друга в щедрости.

  • В любой момент, выходящий за рамки повседневности, необходимо пригласить друзей, разделить с ними плоды удачной охоты или собирательства.


  • Отказ подарить, отказ пригласить на трапезу или ритуал в ситуации, когда это требует обычай, эквивалентен объявлению войны, отказу от союза.

  • Отказ принять подарок эквивалентен объявлению войны, отказу от союза. Аналогично - отказ принять участие в празднестве, отказ принять угощение.


  • Ответный подарок делается добровольно по прошествии некоторого времени. Добровольность, однако, достаточно условна. Отказ от выполнения этого обычая приводит к весьма тяжелым последствиям - от общественного осуждения до потери власти и даже до порабощения. Отказ от встречного дара приравнивается к воровству, приводит к потере чести, "потере лица".

  • Ответный подарок должен быть более ценным, чем полученный подарок.

  • Тот, кто принимает вещь в дар, в определенном смысле признает себя "проданным" до тех пор, пока он не сможет сделать ответный подарок

  • Если кто-то не может своевременно сделать достойный ответный подарок, он может сделать небольшой "промежуточный" подарок, успокаивая тем самым дарителя и получая право на некоторую отсрочку.


  • Поскольку подарки являются важной составляющей долгосрочных отношений, то они делаются публично, в торжественной форме (общественная память об этом событии компенсирует отсутствие письменных свидетельств).

  • Дары, дарителей и получателей следует рассматривать во взаимосвязи, скрупулезно, чтобы не было никакой ошибки в способе принесения даров или их получения. Все подчинено этикету, отличному от продажи.

  • Процедура вручения подарка максимально торжественна. Даритель принимает преувеличенно скромный вид, извиняется за то, что дает лишь то, что у него осталось, затем торжественно под звуки раковины приближается и бросает к ногам соперника и партнера даримую вещь. Получивший дар выражает пренебрежение к подарку, опасается подарка. Он берет подарок в руки только через минуту.

  • Слишком щедрые дары представляются оскорблением.


  • Все вещи делятся на предметы обыденного потребления, подлежащие простому разделу, и фамильные ценности (талисманы, медные гербовые пластины, одеяла), которые используются в качестве даров.

  • Подарок - вещь, которая должна доставить удовольствие получателю. Но подарок всегда несет на себе некий отпечаток, метку собственника.

  • Подарок - не инертен. Он сохраняет что-то от дарителя. Вручив подарок, даритель обретает определенную власть над получателем. Не вернуть в той или иной форме подарок опасно не просто потому, что это недозволено, но и потому, что полученные вещи обладают над вами религиозно-магической властью, от которой необходимо избавиться.

  • Связь посредством вещей - это связь душ, так как вещь сама обладает душой, происходит от души. Отсюда следует, что подарить нечто кому-нибудь - это подарить нечто от своего "Я".

  • Представление о том, что вещи сохраняют нечто от их хозяев, выражается, например, в сохранившихся во Франции обычаях ударить по проданной вещи, хлестнуть проданного барана для того, чтобы "оторвать" вещь от бывшего хозяина.


  • Пять мотивов дара: долг, выгода, страх, любовь, жалость.

  • Для искупления ритуальной ошибки необходимо устроить празднество или по крайней мере сделать подарок.

  • Существует период, называемый керекере, во время которого нельзя никому ни в чем отказывать (например, во время обмена подарками между двумя семьями во время бракосочетания).

  • Подарки скрепляют брак, образуют родство между двумя парами родителей (далее эти две группы родственников не встречаются и не разговаривают друг с другом, но непрерывно обмениваются подарками).

  • Закон гостеприимства подразумевает обязательное приглашение к трапезе, которое гость не должен отвергать, равно как не должен его и добиваться. Еда должна быть приготовлена специально для гостя. Перед уходом гость должен получить подарок.

  • Обряд встречи после долгой разлуки подразумевает обмен подарками.

  • Дары отъезда всегда превосходят дары прибытия.

  • "Наши праздники, это движение иглы, помогающей соединить части маленьких соломенных крыш, чтобы сделать одну только крышу, только одну клятву" (Полинезия).


  • Богатство создается для того, чтобы быть отданным.

  • Тот, кто стремится стать самым богатым, должен быть и самым расточительным.

  • Раздача богатств играет роль покаяния, искупительной жертвы духам и восстановления общности с другими людьми.

  • Ценности должны достаточно интенсивно передаваться друг другу в качестве подарков ("медь ворчит, требует, чтобы ее отдали").

  • "Кто ест, не разделив пищу с другом, тот ест яд халахала".

  • Встречая прибывших на праздник гостей, им усердно помогают выгрузить вещи, и уничтожают лодки, на которых они приплыли, затем отдают свои лучшие лодки при отъезде.


  • Быть дарителем - почетно, его чествуют, прославляют.

  • Даритель убежден, что даваемое вернется, таким образом, дар обогащает и получателя и дарителя.

  • "Прими меня (получатель), дай меня (даритель), отдавая меня, ты получишь меня вновь.

  • Секрет Удачи и Счастья в том, чтобы давать, не хранить, не добиваться Удачи, но раздавать ее, чтобы она вернулась к вам в этом мире сама по себе в форме блага, которое вы сделали или в другой форме. Жертвовать собой, приобретать только для того, чтобы отдавать - такой закон природы и источник подлинной выгоды.


    Не удивительно, что Мосс протестует против употребления термина "примитивные" по отношению к изучаемым им архаическим обществам, а свою работу заканчивает определенными нравственными оценками, в свете которых современное общество и тенденции его развития выглядят не лучшим образом. Работа Мосса "Эссе о даре" явилась толчком для построения некоторых радикальных теорий общественного развития, но это уже другая тема.

    В.С.