Выпуск N23
4 декабря 2000 г.

Вечер добрый, дорогие читатели!

Сегодня вас посетили книги, рассказывающие о взаимоотношениях человека и текста. (В скобках замечу, что в культуре двадцатого века понятие текста становится одним из ключевых. Причем под текстом не обязательно понимается запечатленное на бумаге произведение. Текст - это не только книга, картина, газета или рекламная бумажка в почтовом ящике, но и следы на снегу, цветок, засушенный в альбоме, лицо соседа в вагоне метро, содержимое мусорного ведра... Постмодернисты договорились до того, что всю реальность трактуют как текст, а текст - как реальность. Скобки закрываются.)

Но не будем об этом, это больное. Мы подойдем к этому вопросу по- простецки и расскажем вам о том, как влияют друг на друга писатель и его произведение. (Простите, мания величия: не мы расскажем, а Гончаров, Линдгрен и Слаповский - если у вас появится желание прочитать их произведения.)

Верхняя полка

И. А.Гончаров. Обрыв

Признанной жемчужиной творчества Иван Александровича Гончарова, безусловно, является роман "Обломов". Но мало кто, кроме филологов, знает, что гораздо трепетнее писатель относился к последнему из написанных им романов - к "Обрыву".

Это роман о том, как русский дворянин решает написать роман, и с этой целью удаляется от петербургской суеты в тихую деревеньку своей бабушки, уже заранее томясь скукой жизни в провинции. Но все выходит совершенно иначе, чем предполагал герой. Никакой скуки там нет и в помине: из атмосферы пошлых, выделанных страстей высшего света герой попадает в мир подлинно глубоких, истинных переживаний. И вот герой уже не пишет сочинение о выдуманных им характерах и отношениях - он участвует в событиях совсем другого романа, он уже творит произведение своей жизни, а она, как известно, всегда выбивается из клетки любых теорий.

Не принятый критиками и большинством читателей, посчитавшими роман слабым, не наполненным идейно, "Обрыв" тем не менее содержит в себе то, что способно пленить самого взыскательного читателя. В нем есть и сильные, чистые характеры, неразрывно связанные с волшебной красотой природы, и тревожные искания пресыщенного эстетствующего ума, и любовный треугольник, и, конечно же, прекрасный литературный язык русского классика.

К. Леде

Современная полка

А. Слаповский. Анкета (Слаповский А. Первое второе пришествие. Анкета. Я - не я. М., "Грантъ", 1999)

Саратовского писателя Алексея Слаповского критики называют главным открытием девяностых. Талант Слаповского очень органичен, он пишет без оглядки на литературную моду, дистанцируясь не только от канонического реализма, но и от уже надоевшей читателю постмодернистской игры чужими цитатами и стилями. Его романы можно назвать авантюрно-философическими, занимательность в них сочетается с подлинной глубиной.

Главная тема Слаповского - попытка современного человека понять свое назначение. Для героев романов писателя поиски истинного "я" порой парадоксально оборачиваются бегством от себя. Так происходит и в "Анкете" - возможно, лучшем произведении русской литературы последнего десятилетия.

Герой романа - идеалист-интеллигент Антон Каялов, зарабатывающий составлением кроссвордов, решает стать милиционером. Выясняется, что для этого необходимо заполнить гигантскую анкету из трехсот с лишним вопросов. Процесс заполнения анкеты затягивается надолго, и после необыкновенных приключений герой полностью меняется - то ли победив вопросник, то ли, наоборот, потерпев от него поражение...

Роман был в 1998 году букеровским финалистом, и неизвестно, какие причины помешали жюри присудить этому шедевру заслуженную премию.

А.О. Большев,
доцент кафедры истории русской литературы филологического факультета
Санкт-Петербургского государственного университета
(материал сайта "Академия Подарка")

Детский шкафчик

Астрид Линдгрен. Мари Брит изливает душу

Эта история началась с того, что Мари Брит подарили печатную машинку. И обо всем, что происходит с девочкой в дальнейшем, мы узнаем из текстов, на этой машинке напечатанных. Мари Брит пишет все, что приходит в голову, а ее брат Сванте помогает старшей сестре справляться с творческим кризисом. Так, недописанное стихотворение "Я странствую при свете звезд, / И думаю, и думаю без конца..." брат продолжает: "...И ноги мои так ужасно устали, / Когда прохаживалась я там до самого утра. / Не думай, не думай без конца! / У тебя только закружится голова".

Имея печатную машинку, просто невозможно ей не пользоваться. И Мари Брит решает завести себе корреспондентку, "маленькую терпеливую особу, всегда готовую выслушать". Большая часть повести состоит из писем к ней, но сам адресат послания странным образом отсутствует в тексте. О загадочной Кайсе мы не узнаем ничего, и порой кажется, что Мари Брит ее просто выдумала, чтобы рассказывать о себе. Брит 15 лет, кроме нее, в семье еще четверо детей, больше всего на свете она любит книги и еще, конечно, прозрачные осени и голубые весны. Послания Брит умны, но, пожалуй, слишком литературны. А история ее любви кажется списанной с какого-то бульварного романа.

Впрочем, это только ощущение. И даже если Мари Брит выдумала свою жизнь, ее фантазия, заключенная в печатное слово, обрела плотность и реальность. Мари Брит подвластна магии бумаги, но эту магию творит она сама, создавая слова - законченные и красивые оболочки для непонятных, не имеющих ни начала, ни конца событий и ощущений.

Эта история веселая, ироничная и...наполненная заразительным оптимизмом, который радует, даже если не имеет под собой оснований.

В. Островной

Если вы решили встретиться с одним из описанных произведений в магазине "Biblion", хотим сделать маленькую, но важную оговорку. Под одной обложкой с повестью Астрид Линдгрен и романом Алексея Слаповского опубликованы другие произведения этих писателей. Так вот, за содержание этих произведений редакция (то есть мы) никакой ответственности не несет. Наши рекомендации касаются только "Анкеты" и повести о печатной машинке.

Кстати, к слову о взаимодействии человека и текста. Давно уже не получали мы от вас критических писем. А ведь нам очень хотелось бы знать, в каких отношениях вы находитесь с текстами, которые еженедельно просачиваются в ваш компьютер... Не говорим ли мы сами с собой, как Мари Брит?

Спокойной вам ночи!

С уважением,
Ольга Надпорожская и другие чточитатели (olga@acapod.ru)