Выпуск N23
4 декабря 2000 г.
Вечер добрый, дорогие читатели!
Сегодня вас посетили книги, рассказывающие о взаимоотношениях человека и текста. (В скобках замечу, что в культуре двадцатого века понятие текста становится одним из ключевых. Причем под текстом не обязательно понимается запечатленное на бумаге произведение. Текст - это не только книга, картина, газета или рекламная бумажка в почтовом ящике, но и следы на снегу, цветок, засушенный в альбоме, лицо соседа в вагоне метро, содержимое мусорного ведра... Постмодернисты договорились до того, что всю реальность трактуют как текст, а текст - как реальность. Скобки закрываются.)
Но не будем об этом, это больное. Мы подойдем к этому вопросу по- простецки и расскажем вам о том, как влияют друг на друга писатель и его произведение. (Простите, мания величия: не мы расскажем, а Гончаров, Линдгрен и Слаповский - если у вас появится желание прочитать их произведения.)
Верхняя полка
Признанной жемчужиной творчества Иван Александровича Гончарова, безусловно, является роман "Обломов". Но мало кто, кроме филологов, знает, что гораздо трепетнее писатель относился к последнему из написанных им романов - к "Обрыву".
Это роман о том, как русский дворянин решает написать роман, и с этой целью удаляется от петербургской суеты в тихую деревеньку своей бабушки, уже заранее томясь скукой жизни в провинции. Но все выходит совершенно иначе, чем предполагал герой. Никакой скуки там нет и в помине: из атмосферы пошлых, выделанных страстей высшего света герой попадает в мир подлинно глубоких, истинных переживаний. И вот герой уже не пишет сочинение о выдуманных им характерах и отношениях - он участвует в событиях совсем другого романа, он уже творит произведение своей жизни, а она, как известно, всегда выбивается из клетки любых теорий.
Не принятый критиками и большинством читателей, посчитавшими роман слабым, не наполненным идейно, "Обрыв" тем не менее содержит в себе то, что способно пленить самого взыскательного читателя. В нем есть и сильные, чистые характеры, неразрывно связанные с волшебной красотой природы, и тревожные искания пресыщенного эстетствующего ума, и любовный треугольник, и, конечно же, прекрасный литературный язык русского классика.
К. Леде
Современная полка
А. Слаповский. Анкета (Слаповский А. Первое второе пришествие. Анкета. Я - не я. М., "Грантъ", 1999)
Саратовского писателя Алексея Слаповского критики называют главным открытием девяностых. Талант Слаповского очень органичен, он пишет без оглядки на литературную моду, дистанцируясь не только от канонического реализма, но и от уже надоевшей читателю постмодернистской игры чужими цитатами и стилями. Его романы можно назвать авантюрно-философическими, занимательность в них сочетается с подлинной глубиной.
Главная тема Слаповского - попытка современного человека понять свое назначение. Для героев романов писателя поиски истинного "я" порой парадоксально оборачиваются бегством от себя. Так происходит и в "Анкете" - возможно, лучшем произведении русской литературы последнего десятилетия.
Герой романа - идеалист-интеллигент Антон Каялов, зарабатывающий составлением кроссвордов, решает стать милиционером. Выясняется, что для этого необходимо заполнить гигантскую анкету из трехсот с лишним вопросов. Процесс заполнения анкеты затягивается надолго, и после необыкновенных приключений герой полностью меняется - то ли победив вопросник, то ли, наоборот, потерпев от него поражение...
Роман был в 1998 году букеровским финалистом, и неизвестно, какие причины помешали жюри присудить этому шедевру заслуженную премию.
А.О. Большев,
доцент кафедры истории русской литературы филологического
факультета
Санкт-Петербургского государственного университета
(материал сайта "Академия Подарка")
Детский шкафчик
Астрид Линдгрен. Мари Брит изливает душу
Эта история началась с того, что Мари Брит подарили печатную машинку. И обо всем, что происходит с девочкой в дальнейшем, мы узнаем из текстов, на этой машинке напечатанных. Мари Брит пишет все, что приходит в голову, а ее брат Сванте помогает старшей сестре справляться с творческим кризисом. Так, недописанное стихотворение "Я странствую при свете звезд, / И думаю, и думаю без конца..." брат продолжает: "...И ноги мои так ужасно устали, / Когда прохаживалась я там до самого утра. / Не думай, не думай без конца! / У тебя только закружится голова".
Имея печатную машинку, просто невозможно ей не пользоваться. И Мари Брит решает завести себе корреспондентку, "маленькую терпеливую особу, всегда готовую выслушать". Большая часть повести состоит из писем к ней, но сам адресат послания странным образом отсутствует в тексте. О загадочной Кайсе мы не узнаем ничего, и порой кажется, что Мари Брит ее просто выдумала, чтобы рассказывать о себе. Брит 15 лет, кроме нее, в семье еще четверо детей, больше всего на свете она любит книги и еще, конечно, прозрачные осени и голубые весны. Послания Брит умны, но, пожалуй, слишком литературны. А история ее любви кажется списанной с какого-то бульварного романа.
Впрочем, это только ощущение. И даже если Мари Брит выдумала свою жизнь, ее фантазия, заключенная в печатное слово, обрела плотность и реальность. Мари Брит подвластна магии бумаги, но эту магию творит она сама, создавая слова - законченные и красивые оболочки для непонятных, не имеющих ни начала, ни конца событий и ощущений.
Эта история веселая, ироничная и...наполненная заразительным оптимизмом, который радует, даже если не имеет под собой оснований.
В. Островной
Если вы решили встретиться с одним из описанных произведений в магазине "Biblion", хотим сделать маленькую, но важную оговорку. Под одной обложкой с повестью Астрид Линдгрен и романом Алексея Слаповского опубликованы другие произведения этих писателей. Так вот, за содержание этих произведений редакция (то есть мы) никакой ответственности не несет. Наши рекомендации касаются только "Анкеты" и повести о печатной машинке.
Кстати, к слову о взаимодействии человека и текста. Давно уже не получали мы от вас критических писем. А ведь нам очень хотелось бы знать, в каких отношениях вы находитесь с текстами, которые еженедельно просачиваются в ваш компьютер... Не говорим ли мы сами с собой, как Мари Брит?
Спокойной вам ночи!
С уважением,
Ольга Надпорожская и другие чточитатели
(olga@acapod.ru)