|
|
|
|
Академия Подарка > Глас народа > Персональный раздел > Наука Запорожья
Подарок — кошелёк для нейтрализации «навязчивой магазинной зависимости»
#!Img(1060,,right,);
Ониомания — навязчивое желание осуществлять покупки в количествах, выходящих за пределы разумного. По мнению психологов, ониомания — это заболевание не менее серьёзное, чем алкоголизм, наркомания и другие порочные зависимости. Характерно, что «навязчивой магазинной зависимостью» страдает более 20% жителей развитых стран и с каждым годом эта цифра увеличивается. Следует отметить, что женщины составляют более 75% пациентов в центрах для лечения ониомании и эта проблема обостряется в период финансовых кризисов, когда значительная часть населения находится в состоянии хронического стресса, нейтрализацию которого многие ищут в пагубных пристрастиях, в том числе и в ониомании. Типичные для ониомании постоянные необдуманные траты в магазинах и импульсивные покупки способствуют: -формированию финансовых долгов и ухудшению состояния семейного бюджета; -семейным конфликтам и распаду семей; -совершению антисоциальных поступков с целью решения финансовых проблем для реализации своего навязчивого пристрастия (ониомании). Симптомами ониомании являются: -импульсивное желание купить все подряд; -плохое настроение в случае невозможности осуществить покупки; -систематическое желание снять стресс новыми приобретениями и ощутить временный суррогат счастья. Но самым существенным аспектом проблемы ониомании является её негативное влияние на психическое и физическое здоровье человека. Согласно литературным данным, ониомания (шоппингомания) способствует инициированию: -вегето-сосудистой дистонии, психосоматичеческих заболеваний, артериальной гипертензии; -депрессии, неврозов, страхов, стойких нарушений сна, агрессии и аутоагрессии; -снижению иммунной резистентности; -подавленности, стрессового состояния, потери чувства собственного достоинства после очередного осознания отсутствия воли для преодоления пагубного пристрастия; Следует отметить, что патологическое пристрастие совершать многочисленные ненужные покупки может быть обусловлено комплексом причин: — психологическими травмами в детстве; -дефицитом гормона серотонина; -низкой самооценкой, глубокими внутренними конфликтами, однообразной и монотонной жизнью; -одиночеством, горем, разочарованием, неудовлетворенностью жизнью, работой, детьми, партнерами; -навязчивым влиянием рекламной информации; -неудачами в личной жизни и сексуальной неудовлетворенностью. Результаты исследований с помощью магнитно-резонансной томографии показали, что при ониомании значительно ухудшается функционирование части мозга, ответственной за логическое мышление. Таким образом, с учетом весьма широкого спектра причин формирования ониомании и инициируемых этим навязчивым пристрастием негативных последствий социального, экономического и валеологического характера, весьма актуальной является проблема разработки эффективных методов её профилактики и лечения. В настоящее время для нейтрализации ониомании используются следующие методы: -информационной самоизоляции от рекламы; -планирования своих финансовых расходов путем формирования списков предметов первоочередной потребности; -овладения психологическими приемами нейтрализации волны " симптомов ониомании»; -применения антидепрессантов (циталопрама и др.). Однако длительное применение антидепрессантов чревато формированием негативных побочных эффектов, а традиционные психологические приемы (психотренинги), требуют для их освоения мобилизации воли и желания, что не вполне приемлемо для лиц, склонных к пагубным пристрастиям. По мнению автора предлагаемой разработки для эффективной и общедоступной нейтрализации ониомании необходимо создание возможности получения покупателем сигнальной информации о появлении симптоматики присущей ему навязчивой магазинной зависимости в реальном режиме времени (т.е. именно в момент желания совершить очередную, логически необоснованную покупку). Практически, это можно реализовать путем разрыва типологической поведенческой цепочки совершения взаимосвязанных последовательных действий, характерных для проявления ониомании: возникновение логически необоснованного навязчивого желания приобрести очередную вещь — движение руки к кошельку — отсчитывание требуемой суммы — приобретение товара. Для практического осуществления предлагаемой психотехнологии нейтрализации ониомании предусматривается закрепление на внутренней поверхности кошелька любого типа плоского миниатюрного аппликатора, состоящего из микровибратора, светоизлучателя, звуковоспроизводящего устройства и пористого носителя, пропитанного эфирным маслом. Электронные элементы аппликатора (миниатюрные свето, акусто и виброизлучатели) включатся с помощью микровыключателя именно в момент открывания кошелька. При этом покупатель получает полисенсорную (акустическую, вибротактильную, световую и обонятельную) сигнальную информацию — напоминание о наличии у него склонности к ониомании и, в связи с этим, необходимости осуществления самоконтроля за совершением своих действий исходя из соображений финансовых возможностей и логической целесообразности необходимости очередного приобретения. Следует отметить, что разработанный аппликатор обеспечивает формирование полисенсорного психологического якоря, который в момент открывания кошелька выполняет функцию внешнего комплексного стимула для быстрого формирования ответной реакции (осознания наличия склонностей к бессмысленным приобретениям). Это способствует более эффективному использованию приемов рассудительной и информационной психотерапии для своевременной нейтрализации ониомании. Акустический сигнал аппликатора, генерируемый с помощью миниатюрного звукозаписывающего устройства, может быть сформирован в виде воспроизведения неслышимого для окружающих сигнального звука или любого ключевого слова (например, слова «стоп»). В качестве аромаякоря используется пористый носитель, пропитанный эфирным маслом, способствующим нейтрализации характерного для ониомании состояния депрессии (например, эфирным маслом лаванды). Это позволяет целенаправленно воздействовать как на первую, так и вторую сигнальные системы человека, а также формировать психологический якорь в любой индивидуально предпочитаемой модальности — кинестетической, аудиальной, визуальной и обонятельной. Таким образом, предложенный кошелек расширяет реальные возможности общедоступной нейтрализации ониомании, что особенно актуально для периодов финансовых кризисов, инициирующих формирование у значительной части населения состояние хронического стресса, устранение которого многие пытаются осуществить путем реализации пагубных различных пристрастий, к которым относится и " навязчивая магазинная зависимость», имитирующая временное ощущение состояния суррогатного счастья.
Чаусовский Г.А., доцент Запорожского национального университета
#!ShowTnx();
|
|
|
|
|