|

|
|
|
Академия Подарка > Антология подарка > Современная русская проза
А.Иванченко. "HOMO MYSTICUS"
(...)
Каждую весну мама доставала из подполья клубни георгинов
и проращивала их перед посадкой. Все полы, столы, тумбочки и
подоконники были завалены продолговатыми остроконечными клубнями,
мама клала их даже под наши детские кровати. Всю весну под ними
чернели клубни георгинов, похожие на картошку. До самого мая наши
кровати стояли с сиротливо поднятыми подзорами, заголив свои
железные ноги.
(...)
К каждому сорту цветов у нее была привязана бумажка с названием.
Имена цветам мама придумывала сама. Самыми любимыми ее сортами,
которые она тоже вывела сама, были "Королева Марго", "Королева
Малороссии", "Чемпион Украины" и "Гагарин" - все темно-бордового
цвета, а космонавт в белой лепестковой короне.
Мама никому не разрешала срывать цветы, отказывалась их
продавать приходящим людям. Даже показывать их чужим - и то
ревновала. Говорила, что они живые, злых и завистливых взглядов,
как люди, не переносят. Вянут от зависти, как от мороза, - говорила
она. Поэтому она засадила их вокруг смородинными и малиновыми
кустами. С середины августа она уже закутывала их теплыми
тряпками и косынками, боясь заморозков. Ближе к полдню косынки
снимала и подолгу любовалась своими цветами перед долгой зимой,
запоминая их цвет и прелесть всем существом, всеми своими
чувствами и грустью.
Когда ударяли морозы, она срезала их разом и уставляла
ими весь дом. Ночью цветы вздыхали и стонали, как живые, роняли
лепестки и распространяли аромат яблок. Тяжелый винный запах
подгнивающих цветов стоял в доме несколько дней. Когда они умирали,
мама уносила их в дальний угол сада и закапывала в землю. И потом
всю зиму она с молчаливым нетерпением ждала новой весны и первого
цветения. Так мы с сестрой и выросли под ее цветами, как под
пальмами. Кусты были рослые, с небольшое дерево. Под мамиными
цветами мы никогда не ссорились с сестрой.
Однажды в юности в холодный июльский день я тайком сорвал
первый расцветший георгин и, воровски пряча его за спиной, побежал
на свое первое свидание. Мама ничего не сказала мне на следующий
день и сорвала еще несколько расцветающих бутонов, когда увидела,
что я опять глажу рубашку. Пряча глаза, я взял из ее рук цветы,
и она заплакала, перекрестив меня и георгины. Она спросила, как
ее звать, мою девушку. На следующий год она назвала новый цветок
ее именем. Его звали "Вера".
Через год, осенью, мы поженились, приехали шумной компанией
на машинах и мотоциклах в мамин дом, и мама нарвала невесте
роскошный букет, в котором мелькали цветы и с ее именем. Я небрежно
отобрал букет у молодой и бросил его куда-то за стол, на подоконник.
В свадебной горделивой суете мы о них попросту забыли. Когда мама
умерла, я вспомнил об этом свадебном букете, и мне стало стыдно.
(...)
Когда наш сын вырос, он тоже украдкой сорвал свой первый цветок,
первый расцветший мамин георгин, идя на свое первое свидание,
и потом, осенью, когда была свадьба, молодые тоже забыли у нас
свадебный букет. В тех свадебных цветах мелькали теперь цветы
с другим именем, которым звали теперь другую невесту. Жена аккуратно
прогладила потом каждый лепесток, высушила их и дала мне цветы,
чтобы я положил их на память в какую-нибудь большую ненужную книгу.
На дальних полках шкафа я нашел любимого маминого "Кобзаря", всего
в разводах сырости.
Когда я раскрыл книгу, из нее посыпались какие-то старые
засушенные цветы, в которых я узнал только один цветок: "Вера".
Других я не помнил.
#!ShowTnx();
|
 |
 |
|
 |