Академия Подарка > Научное подарковедение > Что такое "подарок"?
К вопросу о создании естественной классификации подарков
Каждый праздник - всего лишь повод
Повторить в сотый раз, что ты
Из души изгоняешь холод —
Чтобы вновь расцвели цветы!
Эпиграф является цитатой из меня (стихотворение, из которого взята
эта строфа, было посвящено Ей). Глубинный смысл сих простых строк
будет раскрыт ниже. Пока же приступим к рассмотрению феноменологии
подарка.
Феноменология подарка.
Итак, прежде всего в категории «подарок» нас будет интересовать
диалектика единичного, общего и всеобщего. Нам надо
понять, что подарки объединяет, а что рознит, и можно ли вообще
конкретный предмет отнести к некоему классу «подарков вообще».
Для этого необходимо разобрать структуру понятия "подарок". Хочется
сразу
подчеркнуть, что представление о подарке как о неком предмете,
вручаемом на безвозмездной основе и по определенному поводу, является
вульгарным и антинаучным. (Предлагаю исключать из Академии людей,
которые будут это и впредь утверждать, - с формулировкой «за ересь и
мракобесие»).
Структура подарка, конечно, намного сложнее. Разберем ее поэлементно.
1. Повод (Событие). Тут всё ясно. Например: 14 февраля, т.н.
День Св. Валентина.
2. Послание (message). Это то сообщение, тот смысл, который
явно или
неявно, вербально и невербально, подаркодатель хочет передать
подарковзятелю. Только не говорите, что это сообщение «С днем
рождения» или «С 8 марта!». Такой вариант возможен, но является ли
подарок с таким «посланием» подарком в полном смысле слова —
обсуждаемый в современной науке вопрос.
Самый распространенный message — “я тебя люблю” (с вариантами «ты мне
дорог(а)», «ты мне нравишься» и т.п.). Еще один часто встречаемый
вариант послания — «ты самый (ая) ...» (на выбор: красивый(ая),
сильный(ая), умный(ая), стервозная и т.п.). Псевдоподарками являются
подарки с посланием «Я крут, так как могу сделать такой дорогой
подарок».
Как видите, при сопоставлении элементов (1) и (2) становится ясен
смысл приведенного эпиграфа.
Если смысл послания не вербализуется (не произносится явно), то это
может привести к курьезам. Вы с самыми теплыми чувствами дарите
банное мыло, а на вас обижаются и говорят, что, мол, на себя посмотри
- сам грязный и немытый ходишь. Для меня вопрос о том, надо ли явно
произносить послание, до сих пор открыт. Когда-то я думал, что о
теплых моих чувствах Она должна узнать не из беспрестанных «я тебя
люблю», а из моих действий, поступков, стиля общения, из ПОДАРКОВ,
наконец. Однако теперь я уже сомневаюсь, стоит ли молчать как
партизан: есть определенный печальный опыт. Полагаю, вопрос о
целесообразности вербализации послания в будущем будет темой
многочисленных диссертаций. Предлагаю Президиуму Академии
рекомендовать эту тему в перспективный список тематики НИР.
3. Цель. Это уже ближе к непосредственно даримому предмету.
Собственно, цель и определяет выбор предмета дарения. Всё просто:
если цель рассмешить - даришь что-то прикольное (например,
микроконтроллер), если хочешь вызвать трогательные чувства - даришь
что-то сентиментальное, помочь в быту - что-нибудь для хозяйства.
Таким образом, целеполагание определяет следующий элемент структуры
подарка.
4. Предмет материального мира, вручаемый подарковзятелю. Фактически,
в качестве такого предмета может выступать любой предмет
материального мира (при этом рекомендуется использовать ленинское
определение материи, как наиболее полное и вскрывшее сущностную
сторону этой категории).
Хочется особо подчеркнуть, что последний (4) элемент (вопреки
обывательскому представлению о подарках) НЕ ЯВЛЯЕТСЯ облигатным
условием подарка. Дарить можно улыбку, хорошее настроение,
продекламированные стихи и т.п. В связи с этим, наличие собственно
подарка в бытовом смысле слова является факультативным.
Для построения валидной модели подарка необходимо не только выявление
элементов структуры, но и определение их функциональных взаимосвязей.
Этот вопрос и будет рассмотрен ниже.
Кто-то может спросить, а не является ли наш подход к структуре
подарка механистичным. Ведь в нашей схеме не нашлось «место» для
самого подарковзятеля, а в таком случае можно заподозрить
субъект-объектный подход к определению взаимоотношений в системе
«подаркодатель-подарковзятель». Мы же твердо стоим на необходимости
использования парадигмы субъект-субъектного подхода.
(Если кто не понял, поясняю: одаряемый не вещь
какая-то, а живой человек, конкретно реагирующий на всякие ваши
выходки).
Итак, где же прячется в нашей схеме одаряемый? Если считать предмет
дарения (элемент (4)) функцией от послания, цели и повода (а удобство
такого подхода будет рассмотрено ниже), то характер этой
функциональной зависимости и будет определятся личностью одаряемого.
(Например, если ты хочешь меня
порадовать, то вполне можешь подарить мне большую толстую книгу по
биохимии, лучше - трехтомник Ленинджера. Но если ты с той же целью
решишь подарить эту книгу моей подруге, то я даже не могу
гарантировать, оставит ли она тебе жизнь).
Предложенный выше функциональный подход к определению взаимосвязи
элементов подарка не только отражает естественные взаимосвязи, но
является весьма полезным. Если, скажем, нам надо выбрать подарок, то
у нас уже есть готовый алгоритм. Надо определить элементы (1), (2),
(3) и в зависимости от самой личности одаряемого принять
окончательное решение, что послужит тем самым символом, который и
будет вручен. Конечно, я не призываю алгоритмизировать и тем более
формализовать такой интимный и творческий процесс, как выбор подарка
и само дарение. Однако строгий научный подход поможет
сориентироваться в огромном разнообразии подарков и, наконец-то,
решить проблему их классификации.
Сама классификация будет рассмотрена в следующем параграфе. А пока я
готовлю его текст (а заодно и подарок Ей ко Дню Св. Валентина), у
всех есть время поиграться с предложенной мной многомерной моделью
подарка. А именно, попытаться составить список возможных «посланий» и
«целей».
to be continued...
Эдуард Мейлах,
аспирант кафедры экологии и валеологии
Южно-Уральского университета
#!ShowTnx();
|