|
||||||||
|
Академия Подарка > Антология подарка > Подарочное литературоведение
Роль подарка в литературном произведенииПодарок, преподнесенный одним героем литературного произведения другому — незначительная, на первый взгляд, деталь. Но в выдающихся произведениях, признанных классикой, нет ни одного случайного штриха, и даже то, что кажется незначительной подробностью, при пристальном рассмотрении оказывается необходимой, органичной составляющей повествования. Подарок всегда в той или иной степени выражает сущность дарителя, поэтому выбор дара персонажем является частью его психологической характеристики. Подарок рассказывает не только о дарителе, но и о получателе подарка; проанализировав ту или иную «подарочную ситуацию», можно сделать выводы о характере взаимоотношений героев. В каком-то смысле подарок можно назвать посланием, а роль писем в литературных произведениях трудно переоценить (вспомним, например, романы в письмах). Теоретически возможен, наверное, и «роман в подарках», где о развитии отношений героев можно будет судить по тому, какой смысл будут (вольно или невольно) вкладывать персонажи в каждое «послание-подарок».Подарок — яркое событие в истории любых взаимоотношений, а иногда и их кульминация. Дар может быть необыкновенно значительным, несущим огромный смысл, даже будучи врученным исключительно в силу требований этикета: на день рождения, именины, свадьбу, Новый год и так далее. Что уж говорить о подарке, сделанном без всякого внешнего повода! Легко заметить, что влюбленный герой одаривает предмет своего чувства постоянно, без всяких поводов и, как правило, наделяет каждый дар огромным подтекстом. Этот «подтекст» может быть важнее, чем сам подарок, что опять наводит на мысль о том, что дар можно рассматривать как письмо. Искренность любовного послания важнее, чем изящный слог. Недорогой, а может быть, и нелепый на первый взгляд подарок иногда может рассказать адресату больше, чем великолепный, но косноязычный (а то и немой) дар, сделанный «на показ». Впрочем, подарок может оказаться и беседой дарителя с самим собой (иногда на уровне подсознания), если не будет или не может быть понят получателем. Мы считаем, что было бы интересно взглянуть на произведения мировой литературы с подарковедческой точки зрения, сравнить, как развивается тема подарка в творчестве разных авторов и попытаться сделать выводы. Ольга Надпорожская
#!ShowTnx();
|
|||||||
|
||||||||