Академия Подарка > Антология подарка > Советская литература
Т. Александрова. Новогодний подарок
На работе папе дали два билета на елку в Колонный зал Дома Союзов. Это
была первая елка в Колонном зале. Всем родителям, конечно, хотелось, чтобы
их дети побывали на такой замечательной елке. На всю папину работу прислали
два билета, а работало там много людей, и у всех были дети. Но ни у кого не
оказалось сразу двух дочек или сыновей, которым как раз в день, обозначенный
на билетах, исполняется по шесть лет. А нам с Наташей исполняется! И на
папиной работе не стали спорить и совещаться, а подарили билеты нам.
Они были до того красивые, что даже на билеты не похожи. Такая
разноцветная книжечка, на обложке Снегурочка и Дед Мороз держатся за руки, и
мешок с подарками рядом. Откроешь обложку, стоймя встает елка, вся в
игрушках: хлопушки, шарики, флажки... Сбоку от елки большими буквами сверху
вниз написано: "ПОДАРОК".
- Оторвут вам буквы и дадут подарок, понимаете? - объясняла старшая
сестра. - Вы там не забудьте найти, кто отрывает. Принесете подарки, и
сравним, у кого лучше.
Конечно же, в тот день мы поднялись ни свет ни заря и начали
собираться. Матрешеньке хотелось, чтобы мы выглядели не хуже других, и мы
вместе переглаживали воротники на синих матросках и складочки на юбках.
Берем в сумку туфельки, надеваем валенки, шубы, укутываемся платками. Мороз
- почти сорок градусов.
Трамвайный вагон длинный-длинный,
промерзший и полупустой. Трамвай трясется и подпрыгивает. В промороженном вагоне сероватый
рассвет, окна замерзли сверху донизу, поверх льда - пушистый иней. Мы с
Наташей шатаемся вместе с вагоном и уверены, что давным-давно опоздали, елка
кончилась.
- Ничего, не опоздаем! - утешали нас Матрешенька и кондуктор, но мы
видели, что няня и сама начала тревожиться.
Но вот трамвай остановился, тетенька-кондуктор потянула за веревку.
Трамвай стал долго и громко звонить. Мы вылезли поскорее на улицу,
перебежали трамвайные рельсы, спросили, где тут Колонный зал, и вот стоим,
запыхавшись, перед огромными дверьми, которые гораздо больше дверей нашего
дома, хотя наши двери очень даже высокие. К дверям все подходят и подходят
взрослые с детьми, а мы радуемся: не опоздали!
За дверью высокий белый зал, никаких колонн, никакой елки. Зато полно
шуб, тулупов, теплых пальто, валенок. Люди толпятся у раздевалки,
поговаривают, что места для всех не хватит. Наверное, думаем мы, все сегодня
очень толсто оделись, вот шубы и не умещаются. Никто не знает, что делать.
Одна Матрешенька знает.
- Елке не век быть. Подождем их тут. Пусть раздеваются да бегут, а шубы
сдавать не будем, коли вешать некуда.
И все ребята, для чьих шуб не хватило места в раздевалке, быстро сняли
шубы, валенки, бросили их на руки взрослым, и - бегом вверх по широким белым
ступеням. А сверху лились удивительная музыка, неведомые радостные звуки и
яркий-яркий свет.
- Подарки не забудьте, подарки! - кричали снизу взрослые. В конце
лестницы у большущих стеклянных дверей мы показываем билеты тетенькам,
нарядным, как принцессы, в золотых шапках с серебряными звездами.
Я думала, Колонный зал - это стоят колонны густо и часто, как сосны в
лесу, а ребята бегают между ними, и где-то среди колонн елка виднеется.
Ничего подобного! Ребята бегают по залу: огромному, как наш двор, а колонны
где-то далеко у стенок, высокие, правда. И потолок высокий. И до самого
потолка - елка, вся в игрушках как на билете: в фонарях, флажках, шарах. И
каждая игрушка - ого! - будто для слона. Стеклянные шары крупнее
волейбольного мяча, а бусы нанизаны из нормальных елочных шаров. В каждой
хлопушке поместится по ребенку дошкольнику.
По залу носятся ребята, смеются, кричат, зовут друг друга, куда-то
торопятся. Некоторые бегают, взявшись за руки, или догоняют друг друга.
- В круг! Становитесь в круг! - закричали взрослые нарядные женщины в
разноцветных бумажных шапочках и венках, и начали сцеплять ребят за руки. -
Малышей в средний круг, старших в дальний! Беритесь за руки! Ну, беритесь!
И завертелось несколько огромных хороводов, один вокруг другого. А в
середине клоун играл на баяне и две нарядные тетеньки показывали, как
правильно плясать. В нашем круге напротив я разглядела Наташу и очень
обрадовалась. Наташа тоже увидела меня и обрадовалась. Но хоровод кружился и
мы никак не могли подойти друг к дружке.
- Подарки дают! Подарки! - закричали мальчишки, когда клоун перестал
играть на баяне и хороводы остановились. Все побежали за подарками.
По всему залу Деды Морозы, все как один в красных шубах до полу, с
длиннющими белоснежными бородами, и Снегурочки в белых шапочках и голубых
шубках, посыпанные с головы до ног снежинками, доставали из большущих мешков
подарки. Когда Снегурочка наклонялась к мешкам, снежинки сверкали и
вспыхивали. В мешках были смешные медведи и куклы. Голова мишкина, лапы
мишкины, а туловище, будто круглый мешок, клетчатый или в горошек, или
просто синий и желтый. И в нем - гостинцы: яблоки, мандарины, конфеты, много
всего. И тебе хватит и домой отнесешь, угостишь кого хочешь.
На кукол я и не смотрела. У нас дома целых три и еще три слегка
поломанных. А вот мишек ни одного. И давным-давно хотелось мишку как раз с
такой мордочкой. Я твердо решила взять у Деда Мороза мишку. Мишки, конечно,
должны быть у Дедов Морозов, а куклы - у Снегурочек. Но при подробном
рассмотрении оказалось, что во всех мешках есть и то и другое. Просто
мальчикам давали мишек, а девочкам - куклы. Но некоторые девочки все-таки
держали в руках мишек, а некоторые мальчики, постарше, просили кукол.
Наверное, для маленьких сестер.
Возле каждого Деда Мороза и каждой Снегурочки подпрыгивала, шептала и
ойкала небольшая очередь: "Ой, до чего хорошенький! С хвостиком!", "Ой,
какая миленькая! В чепчике!", "А в моем медведе мандаринов больше!", "И
вовсе не больше. У всех поровну. Балда!" Очередь совсем маленькая, мешок
большой, и все равно страшновато: вдруг не хватит.
Протягиваю билет и прошу мишку. Дед Мороз высоченный, его белая борода
уходит ввысь, лицо почти такое же красное, как шуба. Наверное, ему у нас тут
жарко. Большой варежкой он отрывает от моего билета слово "ПОДАРОК".
Опускает варежку в мешок, и у меня в руках кукла. Я отдаю ее Деду Морозу
обратно. Пусть заберет ее и даст мишку, мне мишка нужен. Мешок выше меня.
Варежка Деда Мороза отрывает конец другого билета, а куклу не берет. Ребята
отталкивают меня от мешка, тянут свои билеты Деду Морозу. Топот. Крики.
Музыка. Свет уже не такой яркий.
Первое, что вижу, когда поднимаю голову, - в нескольких шагах от меня
растерянная Наташа, а в глазах отчаянье, в руках кукла в клетчатом платьице.
Я-то знала, что в куклы Наташа давно не играет, не любит их.
Кружится полупустая карусель. И мы молча
идем к большим стеклянным дверям, спускаемся по белой лестнице.
На улице черная ночь. Блестят рельсы. Подлетают трамваи, сверкающие,
как елки. Все бросаются к вагонам, и трамвай с грохотом пропадает в темноте.
Трамвай за трамваем. Кончился рабочий день. Люди торопятся домой.
В вагон мы не пролезли, остались на площадке. Наташу притиснули к одной
стенке, Матрешеньку - к другой, а меня - к большой железной палке,
упиравшейся в потолок вагона. Тогда во всех вагонах были такие палки. И вот
об нее-то я и стала стукать свой несчастный подарок. Трясся и подпрыгивал
трамвай. Менялись вокруг руки, спины и хлястики. А я все стукала и стукала
свою куклу мордочкой о железную палку.
На одной остановке вылезло сразу много народа. На площадке стало
свободнее и светлее. Я посмотрела на ненавистную куклу. Маленькая
замурзанная рожица, на носу розовый лоскуток, будто сорванная кожа.
Серьезные и печальные глаза смотрят прямо на меня. И тогда я уткнулась лицом
в ее синее, в цветочек, платье и поливала его слезами всю оставшуюся дорогу.
От остановки я несла ее в теплых варежках, дышала на нее, чтобы она не
озябла, а дома положила на кровать под одеяло. И с тех пор это была самая
любимая моя кукла, даже не кукла, а подруга. Вечером я рассказывала ей
сказки, а днем брала в самые лучшие игры.
#!ShowTnx();
|