подарок дарение дарить подарить теория история прикол рекомендации этикет праздник юбилей день рождения новый год рождество

АП в LJ (new)
О проекте Карта
Контакт Рассылки
Интернет-магазины
GiftGuru
GiftGallery (new)

Бестселлеры

 

Академия Подарка > Архивы > Архив рассылки "Что читать?"
версия для печативерсия для печати
добавить в избранное

"Что читать?" №16/17.10.2000

Выпуск N16
17 октября 2000 г.

Вечер добрый, дорогие читатели!

Сегодня мы хотим поговорить с вами о проблеме, которая занимает писателей (и не только их) в течение многих веков - о сосуществовании личности и общества. По силам ли человеку одиночество, способен ли он выжить в изоляции от остального мира, какие душевные и духовные качества могут помочь или помешать ему в этом? Чтобы ответить на эти вопросы, многие писатели помещали своих героев на необитаемые острова. Так что далеко не всегда захватывающее описание жизни посреди океана является лишь приключенческим произведением.

На сей раз мы действительно ПРИНЕСЛИ вам книги, они вполне материальны и стоят на полках магазина "Biblion". Чтобы достать приглянувшуюся книгу с полки, просто прикоснитесь курсором к корешку с именем автора и названием издания.

Сегодня ваших трепетных прикосновений ждут три книги.

Верхняя полка

Даниель Дефо. Робинзон Крузо

Не сомневаюсь, что многие из вас поставили бы роман Дефо не на Верхнюю полку, а в Детский шкафчик. Мы привыкли считать "Робинзона Крузо" приключенческим романом, который странно перечитывать лицам старше двенадцати. Это - один уровень произведения. Но за типичным сюжетом приключенческого романа притаился философский трактат, который содержит в себе многие идеи эпохи Просвещения.

На острове главный герой вынужден заново пройти многие стадии развития человеческого общества. Робинзон, как и подобает человеку его времени, удивительно практичен (практичен настолько, что с разбитого корабля, помимо провизии и инструментов, зачем-то берет и деньги). Он обустраивает "угрюмый, злополучный" остров Отчаянья и живет на нем в гармонии с окружающим миром и самим собой: "Я ясно ощущал, насколько моя теперешняя жизнь, со всеми ее страданиями и невзгодами, счастливее той, позорной, исполненной греха, омерзительной жизни, какую я вел прежде. Все во мне изменилось: горе и радость я понимал теперь совершенно иначе; не те были у меня желания, страсти потеряли свою остроту".

Пятница же - первый образ "естественного человека", любимого героя просветителей. Его-то Робинзон и просвещает, не только обучая дикаря основам культуры "цивилизованного человека", но и пытаясь поделиться с ним своим опытом самосовершенствования.

В XVIII веке роман Дефо был необычайно популярен, породил бурный поток подражаний и положил начало жанру робинзонад. Жанр этот сохранился до сих пор. Одну из лучших робинзонад XX века (а может статься, и самую лучшую) мы предлагаем вам поставить на нашу следующую полку.

О. Надпорожская

Современная полка

Уильям Голдинг. Повелитель мух

На сей раз, дорогие читатели, хочу представить вашему вниманию жемчужину мировой литературы - повесть Уильяма Голдинга "Повелитель мух".

Пьянящее слово "свобода". Кто не мечтал оказаться на необитаемом острове? Сам себе царь и бог. Но, как ни парадоксально, свобода ставит человека на острие выбора: вниз (что очень легко) или вверх (что - трудно)?

Даниель Дефо, озаренный солнечными зайчиками просветительства, полагал, будто Человек непросвещенный - это сплошная "пятница", черная и пугливая. Голдинг показывает остров,населенный прекрасными невинными людьми с багажом приличного воспитания, понятиями морали, самостоятельностью, свободой - и никого Удерживающего, по-нашему - без Царя в голове.

Булыжник крушит тончайшую раковину, крик заменяет речь, и вместо лица появляется харя. Никакая мораль не удержит и не спасет от Повелителя мух. Временные победы лишь временны - если без Отца.

Потрясает финал произведения. Я едва могу удержаться от рассказа. Пока терплю, но торопитесь прочесть...

С вышеизложенной просьбой,
Давыдюк

P.S. Умные критики называют повесть философской притчей и одним из лучших произведений автора. Я - двумя руками "за"!

Детский шкафчик

А.С.Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди

Отправляя своих героев на необитаемый остров, Пушкин не ставил перед собой задачу написать робинзонаду, но, так или иначе, историю царицы и ее сына можно рассматривать и в этом ракурсе.

Гвидон и его мать оказываются на необитаемом острове, то есть в изоляции от мира обычного. Лебедь здесь говорит русским языком, а чародей принимает облик коршуна. Все, что происходит на острове, неподвластно логике "царства славного Салтана" (например, царица вынашивала своего сына положенный срок, а в море младенец за несколько дней обратился во взрослого богатыря). И Гвидон нисколько не удивляется, когда за ночь на безлюдной прежде земле возникает белокаменный город, полный народа. Все чудеса там - нечто само собой разумеющееся, но, несмотря на это, Гвидон в своем княжестве одинок. Отсюда его постоянное желание побывать на своей далекой родине, повидать неведомого отца, настойчивое зазывание купцов на остров. (Помните: "Пушки с пристани палят/ Кораблю пристать велят"?)

Благодаря царевне Лебеди Гвидон обладает волшебной властью над происходящим. Он может построить на острове мир, который будет подчиняться им самим созданным законам, но предпочитает следовать идеальному образцу - царству своего отца. Все чудеса (белочка, поющая песенки, тридцать три богатыря) имеют цену лишь потому, что привлекают царя Салтана.

Гвидон всеми силами стремится разрушить изоляцию, и когда, наконец, ему это удается и волшебный остров становится частью "царства славного Салтана", чудеса заканчиваются. А значит, и сказка тоже.

В. Островной

Вот оно, новое слово в литературоведении: сказку Пушкина мы интерпретировали как робинзонаду. На то он и "наше все". Недавно, кстати, я читала прозаические строки одного поэта, в которых он сравнивал "Египетские ночи" с произведениями постмодернизма.

Надеемся, что вы осчастливите своим вниманием книги, о которых мы рассказали вам сегодня. Ждем ваших писем и выступлений на форуме "Что читать?".

До новых встреч!

С уважением,
Ольга Надпорожская и все остальные

#!ShowTnx();


поиск на сайте
Наша жизнь - сплошной праздник!

  • "Что читать?" №36/20.03.2001
  • "Что читать?" №35/27.02.2001
  • "Что читать?" №34/19.02.2001
  • "Что читать?" №33/12.02.2001
  • "Что читать?" №32/05.02.2001
  • "Что читать?" №31/29.01.2001
  • "Что читать?" №30/22.01.2001
  • "Что читать?" №29/15.01.2001
  • "Что читать?" №28/09.01.2001
  • "Что читать?" №27/03.01.2001
  • "Что читать?" №26/28.12.2000
  • "Что читать?" №24/13.12.2000
  • "Что читать?" №23/04.12.2000
  • "Что читать?" №22/27.11.2000
  • "Что читать?" №21/20.11.2000
  • "Что читать?" №20/13.11.2000
  • "Что читать?" №19/08.11.2000
  • "Что читать?" №18/31.10.2000
  • "Что читать?" №17/23.10.2000
  • "Что читать?" №16/17.10.2000
  • "Что читать?" №15/09.10.2000
  • "Что читать?" №14/26.09.2000
  • "Что читать?" №13/18.09.2000
  • "Что читать?" №12/12.09.2000
  • "Что читать?" №11/05.09.2000
  • "Что читать?" №10/30.08.2000
  • "Что читать?" № 9/22.08.2000
  • "Что читать?" № 8/14.08.2000
  • "Что читать?" № 7/31.07.2000
  • "Что читать?" № 6/25.07.2000
  • "Что читать?" № 5/18.07.2000
  • "Что читать?" № 4/11.07.2000
  • "Что читать?" № 3/04.07.2000
  • "Что читать?" № 2/30.06.2000
  • "Что читать?" № 1/20.06.2000
  • Copyright © 2000-2013
    Академия Подарка
    http://www.acapod.ru
    Email: info@acapod.ru

       

    Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100