Академия Подарка > Научное подарковедение > Психология подарка
Подарок мужчине
Есть что-то тревожащее в самом этом словосочетании... Какой-то
слабый,
но отчетливый диссонанс. Вы слышите?
Она - женщина. Он часто дарил ей подарки... - Все нормально.
Он - мужчина. Она часто дарила ему подарки... - Что-то царапает,
задевает.
Почему вдруг она ему - подарки? Да еще часто... Что вообще между ними
происходит?! Да и он-то - каков?!
Когда в самом сочетании, расположении, "аромате" слов улавливается
несоответствие, и это несоответствие не прояснить с помощью одного-
двух логических ходов, можно поручиться, скорее, здесь мы вступаем в
противоречие с неким подсознательным стереотипом, шаблоном, или, как
говорят психологи, - мифом.
Миф (стереотип) № 1. Настоящий мужчина не нуждается в подарках. Все,
что ему нужно, он может и должен приобрести (завоевать) сам.
Миф очень древний, чуть ли не зоологический, и, несомненно, имеет
воинские корни. Агрессивный, сильный, воинственный самец сам возьмет
все, что ему нужно, не нуждаясь ни в каких подношениях. Потом, если
захочет, поделится добычей со слабыми. В первую очередь, конечно, со
своей женщиной. Отсюда: это он ей - подарки. А она ему - что?
Догадались? Правильно - себя и здоровое потомство.
Несмотря на древность, где-то в подсознании этот миф жив до сих пор.
Изменилось почти все: социальная структура общества, поло-ролевые
стереотипы, культурные приоритеты и т.д., и т.п. А миф живет и
иногда из глубин подсознания диктует изумительную (для женщин)
мужскую реакцию. И тогда на простой вопрос "Что тебе подарить,
милый?" - мужчина неожиданно агрессивно отвечает: "Ничего! У меня
все есть!" А потом сам чешет в затылке: "Почему это я так сказал? Ну
пусть подарила бы мне новую бритву или зонтик...Было бы очень
кстати...
Что это на меня нашло?" - А ничего особенного - просто
активизировался старый миф, и мирный бухгалтер или увалень-
программист
вдруг на секунду ощутили себя древними воинами-охотниками, не
принесшими с охоты достаточного количества добычи...
Правильная реакция женщины на активизацию этого мифа - не обращать
внимания и ни на чем не настаивать. Идете в магазин и самостоятельно
выбираете подарок. Как правило, мужчина уже сам жалеет о неожиданной
вспышке и будет благодарен вам, если вы "не заметите" эту неловкость.
Все к лучшему!
Миф № 2. В сущности, мужчины равнодушны к тому, что им дарят.
Отметились - и ладно. Это женщины придирчиво сравнивают, обижаются,
вообще - переживают. Настоящие мужчины выше этого.
Психологические и социальные корни этого мифа лежат в так называемом
"синдроме Чингачгука". То есть, в нашей культуре сегодня существует
психо-социальный стереотип, гласящий, что "настоящий мужчина должен
быть невозмутим, как индейцы в романах Фенимора Купера (отметим, что
речь идет именно о литературно-кинематографических индейцах, так как
подлинные, этнические индейцы - весьма эмоциональные люди). Настоящий
мужчина не должен говорить о своих эмоциях и переживаниях. В идеале,
вообще никто не должен догадываться о том, что он на самом деле
чувствует".
Сразу хочется сказать о медицинском аспекте этого синдрома. На научно-
психологическом языке он называется "алекситимия", и именно он несет
основную ответственность за ранние мужские инфаркты и прочие
психосоматические заболевания (типа язвы, астмы и т.д.). Человек,
десятилетиями сдерживающий и гасящий в себе все эмоции, попросту
заболевает от перенапряжения - это понятно, не правда ли? Штатовцы с
их вечной улыбкой "у меня все OK" страдают от алекситимии чуть ли
не больше, чем все другие нации. А вот у итальянцев и мексиканцев -
все в порядке. Как это у них получается? Достаточно посмотреть
отрывки из пары сериалов - и все ясно.
Так что "синдром Чингачгука" - вещь страшно вредная "по жизни". А что
же подарки? Все очень просто - мужчины просто не позволяют себе
демонстрировать чувственную реакцию на их получение. Получившая
подарок женщина может обидеться, захлопать в ладоши, заплакать,
повиснуть на шее, мужчине же из всей этой гаммы остается одно -
сдержанно поблагодарить. Но это не значит, что мужчины при этом
ничего не чувствуют. Именно потому, что социальные стереотипы диктуют
мужчине сдержанность в словах и чувствах, мужчины гораздо более
женщин подвержены магии поступка, то есть сам акт дарения для них
гораздо более важен, чем для слабой (прекрасной и т.д.) половины
человечества.
Миф № 3. Современное общество, как социальный институт, создано
мужчинами. Поэтому для мужчины более важно социальное наполнение, а
не индивидуальное содержание подарка. Трепетная индивидуальность -
удел женщин.
Все, что нужно настоящему мужчине "по жизни" (пещеру, земли,
квартиру, коня, "мерседес", меч, АКМ и т.д.), он должен завоевать сам
(см. миф №1). Без этого он - не настоящий мужчина. Настоящей женщине
все это (украшения, наряды, особняк, квартиру, карету, "вольво" и
т.д.) вполне могут и подарить. Следовательно, единственная функция
подарка, которую действительно могут без ущерба для себя признать
мужчины, это вовсе не удовлетворение какой-то потребности, а именно
акт коммуникации в чистом виде. А акт коммуникации всегда
индивидуален. Отсюда: именно мужчины особенно чувствительны к
индивидуальному наполнению подарка, к посланию, зашифрованному в нем.
Подарок часто заменяет им словесную и даже эмоциональную коммуникацию.
Вспомните из литературы: "По его лицу нельзя было прочесть его
чувств. Не говоря ни слова, он подошел к ней и молча уронил к ее
ногам... Молча надел ей на палец... И т.д. и т.п"
Можно ли представить себе женщину в подобной роли? Категорически нет!
Все это никуда не делось и сегодня. Современные мужчины, к сожалению
женщин, действительно избегают высоких слов, но магия поступка по-
прежнему имеет над ними власть. Подарок - один из важнейших носителей
специфически мужской коммуникации и женщинам не следует забывать об
этом.
При выборе подарка для мужчины следует быть особенно внимательным к
посланию, передаваемому вместе с ним.
Послания, которые особенно любят получать практически все мужчины,
независимо от возраста и рода занятий:
Ты - мой кумир!
Ты - настоящий мужик!
С тобой я пошел бы в разведку!
За тобой, как за каменной стеной!
Мы гордимся тобой!
Таких профи, как ты, - поискать!
Нам крупно повезло, что ты - с нами!
Я восхищаюсь тобой!
Как прекрасна жизнь, когда ты - рядом!
Катерина Домогатская
#!ShowTnx();
|