|
||||||||
|
Академия Подарка > Научное подарковедение > Психология подарка
Тяжкое бремя признательностиМного интересных обобщений, касающихся вопросов дарения, можно найти в работах профессора МГППИ, психолога Анны Борисовны Фенько, посвященных психологии денег. Несколько фрагментов из ее работ уже есть на сайте Академии Подарка. Приведем еще один фрагмент из статьи, полный текст которой находится здесь.
Одно из незыблемых правил любой культуры -- отвечать добром на добро, любезностью на любезность, ответным подарком на подарок. Это правило признательности универсально, оно встречается даже у самых примитивных народов. Французский антрополог Марсель Мосс установил, что в архаических обществах существуют строгие обычаи обмена подарками между кланами, племенами и семьями. Предметом такого обмена является не только движимое и недвижимое имущество, но и знаки внимания, пиры, обряды, военные услуги, женщины, дети. Взаимные дары осуществляются в добровольной форме, хотя являются строго обязательными, и уклонение от них грозит войной. При этом соперничество в щедрости часто приводит к бессмысленной расточительности, когда во время праздников уничтожаются все запасы пищи, после чего наступает голод. Подобного рода обычаи продолжают функционировать и в современных обществах. И сегодня существуют роскошные свадьбы, устраиваемые в расчете на не менее роскошные подарки, и соперничество в показном расточительстве с целью демонстрации престижа. Да и обычная взятка внешне нередко выступает как бескорыстный, щедрый и великодушно преподносимый дар, предполагающий обязательную компенсацию в виде ответного "дара". Добровольно-принудительный характер обмена дарами приводит к тому, что даже непрошеная услуга связывает человека ответным обязательством. Этим искусно пользуются всевозможные организации, выпрашивающие пожертвования. Например, Общество Кришны разработало эффективную тактику сбора средств в американских аэропортах. Ничего не подозревающему прохожему суют в руки цветок и отказываются принять его обратно, утверждая, что это "подарок". А в ответ его просят сделать пожертвование в пользу Общества. И прохожему ничего не остается, как полезть за кошельком. За несколько лет такой практики кришнаиты довели бедных американцев до того, что теперь, если к ним подходит ребенок и протягивает цветочек, они отшатываются в ужасе и кричат: "Убирайся, я никому ничего не собираюсь жертвовать!" Правило взаимных услуг особенно широко используется в политике. Нехарактерное голосование депутата-коммуниста за предложенный правительством "антинародный" закон может быть любезностью в ответ на выделение его округу дополнительных бюджетных средств. А со стремлением отдельных людей и организаций обеспечить законодателей и правительственных чиновников подарками и услугами неспособно бороться никакое антикоррупционное законодательство. Один из главных секретов политического успеха состоит в умении оказывать незначительные услуги и любезности максимальному числу людей. Ну разве не приятно вам получить весной прибавку к пенсии или к скромному бюджетному жалованию? А разве не приятно получить поздравление с праздником от высокопоставленного чиновника, адресованное лично вам и даже подписанное как будто бы собственноручно? И неужели вы не почувствуете себя обязанным в обмен на эту любезность сделать сущий пустяк - опустить в урну бюллетень для голосования? А.Б.Фенько
#!ShowTnx();
|
|||||||
|
||||||||