подарок дарение дарить подарить теория история прикол рекомендации этикет праздник юбилей день рождения новый год рождество

АП в LJ (new)
О проекте Карта
Контакт Рассылки
Интернет-магазины
GiftGuru
GiftGallery (new)

Бестселлеры

 

Академия Подарка > Научное подарковедение > Психология подарка
версия для печативерсия для печати
добавить в избранное

Тяжкое бремя признательности

Много интересных обобщений, касающихся вопросов дарения, можно найти в работах профессора МГППИ, психолога Анны Борисовны Фенько, посвященных психологии денег. Несколько фрагментов из ее работ уже есть на сайте Академии Подарка. Приведем еще один фрагмент из статьи, полный текст которой находится здесь.




Одно из незыблемых правил любой культуры -- отвечать добром на добро, любезностью на любезность, ответным подарком на подарок. Это правило признательности универсально, оно встречается даже у самых примитивных народов. Французский антрополог Марсель Мосс установил, что в архаических обществах существуют строгие обычаи обмена подарками между кланами, племенами и семьями. Предметом такого обмена является не только движимое и недвижимое имущество, но и знаки внимания, пиры, обряды, военные услуги, женщины, дети. Взаимные дары осуществляются в добровольной форме, хотя являются строго обязательными, и уклонение от них грозит войной. При этом соперничество в щедрости часто приводит к бессмысленной расточительности, когда во время праздников уничтожаются все запасы пищи, после чего наступает голод.

Подобного рода обычаи продолжают функционировать и в современных обществах. И сегодня существуют роскошные свадьбы, устраиваемые в расчете на не менее роскошные подарки, и соперничество в показном расточительстве с целью демонстрации престижа. Да и обычная взятка внешне нередко выступает как бескорыстный, щедрый и великодушно преподносимый дар, предполагающий обязательную компенсацию в виде ответного "дара".

Добровольно-принудительный характер обмена дарами приводит к тому, что даже непрошеная услуга связывает человека ответным обязательством. Этим искусно пользуются всевозможные организации, выпрашивающие пожертвования. Например, Общество Кришны разработало эффективную тактику сбора средств в американских аэропортах. Ничего не подозревающему прохожему суют в руки цветок и отказываются принять его обратно, утверждая, что это "подарок". А в ответ его просят сделать пожертвование в пользу Общества. И прохожему ничего не остается, как полезть за кошельком. За несколько лет такой практики кришнаиты довели бедных американцев до того, что теперь, если к ним подходит ребенок и протягивает цветочек, они отшатываются в ужасе и кричат: "Убирайся, я никому ничего не собираюсь жертвовать!"

Правило взаимных услуг особенно широко используется в политике. Нехарактерное голосование депутата-коммуниста за предложенный правительством "антинародный" закон может быть любезностью в ответ на выделение его округу дополнительных бюджетных средств. А со стремлением отдельных людей и организаций обеспечить законодателей и правительственных чиновников подарками и услугами неспособно бороться никакое антикоррупционное законодательство.

Один из главных секретов политического успеха состоит в умении оказывать незначительные услуги и любезности максимальному числу людей. Ну разве не приятно вам получить весной прибавку к пенсии или к скромному бюджетному жалованию? А разве не приятно получить поздравление с праздником от высокопоставленного чиновника, адресованное лично вам и даже подписанное как будто бы собственноручно? И неужели вы не почувствуете себя обязанным в обмен на эту любезность сделать сущий пустяк - опустить в урну бюллетень для голосования?

А.Б.Фенько





поиск на сайте
Наша жизнь - сплошной праздник!

Психология подарка

  • Язык подарка
  • Подарок малышу: простые правила
  • Подарок малышу: подходящие игрушки
  • Подарок малышу: зашифрованное послание
  • Ранние детские воспоминания
  • Подарок подростку: примеры из жизни
  • Подарок подростку: устройте ему праздник
  • Подарок подростку: зашифрованное послание
  • Дети разные бывают...
  • Подарки в разведенной семье...
  • Подарки в благополучной семье
  • Подарок мужчине
  • Подарок сотруднику
  • Книга - трудный подарок
  • Целительная музыка
  • "Вы - редкий везунчик"
  • Подарочная психотерапия семейных конфликтов
  • Вы, случаем, не визуал?
  • Детский характер и выбор подарка
  • Психология выбора одежды
  • НЛП и подарок
  • Женский манифест
  • Мужские подарочные комплексы
  • Подарки экстравертам
  • Подарки интровертам
  • Тайна цвета по Люшеру
  • Скупость и щедрость по Фрейду
  • Деньги, счастье и досуг
  • Тяжкое бремя признательности
  • Диагноз психолога: зеленая горячка
  • Дарите чудеса в цветной одежде
  • Бокалы
  • Быстротечный времени бег
  • Подарок как вторжение в личное пространство
  • В магазине главное - не вспотеть!
  • Подарок теще
  • Подарки-комплименты - свекрови и теще
  • У меня все хорошо
  • Подарок свекрови (подарочная стратегия)
  • Привет от академика Павлова
  • Кто Вы, доктор Зорге?
  • Подарок бабушки внукам
  • Подарок первокласснику
  • Подарок Geschwister’ам
  • Подарки в бизнесе
  • Купи мне немного заботы
  • Для беззащитных меланхоликов
  • Для милых флегматиков
  • Для жизнерадостных сангвиников
  • Для энергичных холериков

  • Copyright © 2000-2013
    Академия Подарка
    http://www.acapod.ru
    Email: info@acapod.ru

       

    Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100